Виды мышления, отражающие его личностный характер

· Наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное,сценарийное и понятийное мышление. Оно же - отвлеченное (абстрактное) мышление.

· Мужское и женское мышление

· Пристрастное и объективное мышление

· Цивилизованное и дикое мышление

· Продуктивное мышление и мышление как внутренняя болтовня

· Рациональное (логическое) и иррациональное мышление

· Примитивное и развитое мышление

· Развернутое (размышления) и свернутое мышление (интуиция)

· Шаблонное и самостоятельное мышление

· Автоматическое и управляемое мышлении

Чтобы узнать, какая на улице погода, я могу выйти из дома и непосредственно кожей лица, рук, всего тела ощутить, холодно сегодня или тепло. Это — путь прямого, непосредственного познания окружающей действительности через ощущения и восприятия. Но мы можем решить вопрос о погоде и не выходя из дома. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, человек правильно решит, что сегодня ветрено. Такой путь познания называется опосредованным, так как здесь знания получаются не прямо (непосредственно), а косвенно, посредством наблюдения некоторых явлений (высоты ртутного столбика в термометре, движения веток деревьев от ветра) и понимания связи между этими явлениями и погодой.
Второй путь приобретения знаний более сложный, но дает возможность получить их и тогда, когда непосредственные ощущения и восприятия не могут дать верных сведений о предметах и явлениях.
В истории науки известен случай, когда ученый-астроном, не видя планеты, посредством математических вычислений определил, где она должна быть. И действительно, спустя несколько лет ученые через особо мощный телескоп обнаружили ее. Именно такова история открытия планеты Плутон.
Приведем другой пример. Мне нужно налить горячей воды в стеклянный стакан. Я сначала осторожно наливаю кипяток, чтобы стакан не лопнул. Я не знаю, что будет именно с этим стаканом, но неоднократно наблюдал, что стакан лопается от горячей воды. Это качество (нестойкость к горячему) я обобщаю на все стеклянные стаканы.
Но обобщение невозможно без того, чтобы предварительно не выделить, не отвлечь такие свойства, как «быть горячим», «распадаться на части» иди «быть холодным», «сохраняться». Только после такого отвлечения (абстрагирования) мы эти выделенные свойства распространяем на те или иные множества (классы) вещей, т. е. обобщаем.
Итак, процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними, называется мышлением.
Мышление тесно связано с речью.
Благодаря мышлению мы не только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: увидя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь. Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение. Так, еще задолго до запуска искусственного спутника Земли ученые точно определили его орбиту.
Человек очень мало приобрел бы необходимых ему сведений, если бы процесс познания ограничивался только тем, что непосредственно дают ощущения и восприятия. Мы не могли бы знать, что происходило на Земле до нас, так как не воспринимали минувших событий; не могли бы определить расстояние от Земли до Солнца: ведь непосредственно это расстояние измерить невозможно, и т. п. Нельзя увидеть глазом и нервные процессы, происходящие в мозге человека, между тем И. П. Павлов, изучая условные рефлексы, открыл некоторые важные законы деятельности мозга.
Именно человеческое мышление вооружило людей могуществом знания, дало возможность им подчинять себе силы природы. Но мыслительные процессы основаны на данных, полученных нами через ощущения и восприятия, которые нам сохранила память. Без этих психических процессов мышление невозможно.

9. Психология речи. Речь как форма мыслительной деятельности.

Одним из психических познавательных процессов, наряду с ощущением, восприятием, представлением, памятью, вниманием, мышлением, воображением, является речь, изучается «психолингвистикой»

В психологической наукеречьпонимается каксистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка.

Основные формы речи
1) Внешняя речь
2) Внутренняя речь - Основным ее признаком является ее непроизносимость, беззвучность. Внутреннюю речь принято разделять на внутренне проговаривание и собственно речь.

Виды речевой деятельности:
1) Говорение
2) Чтение
3) Письмо
4) Слушание

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью.
Не следует отождествлять понятия «речь» и «язык». Речь — это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Каждый человек по-своему осуществляет это общение, но при помощи одних и тех же языковых средств, которыми пользуется данная нация. А язык представляет собой систему этих средств (звуки, слова, предложения, связи между ними), т. е. звуковой и словарный запас, а также грамматические формы. Язык возникает в ходе развития общественного производства в процессе речевого общения между людьми и усваивается человеком в готовом виде.
Речь возникла в процессе совместного труда в коллективе, когда у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу». С помощью речи люди не только сообщают современникам о том, что происходит в данное время, но и передают из поколения в поколение все богатство знаний, накопленных человечеством. Ребенок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. Если бы в силу каких-то причин ребенок не овладел речью, то его умственное развитие оказалось бы на крайне низком уровне.
Наблюдались случаи (правда, очень редкие), когда дети в первые годы жизни совершенно не слышали человеческой речи и были изолированы от человеческого общества. Так, в Индии в разное время было найдено несколько детей, оказавшихся еще в младенческом возрасте среди обезьян, которые их выкормили. По своему умственному развитию эти дети стояли на том же уровне, как и их воспитатели — обезьяны. В дальнейшем, живя уже среди людей, такой ребенок крайне медленно развивался. Эти факты говорят о том, какое значение имеет речь (и вообще социальная среда) для интеллектуального развития человека именно в первые годы жизни.
Как уже говорилось, мышление и речь тесно связаны друг с другом. Когда человек думает, он обычно про себя выражает мысли словами и фразами в виде так называемой внутренней речи. В самом деле, попробуйте о чем-нибудь подумать, не произнося про себя хотя бы одного-двух слов. Это вам не удастся.
Однако бывает, что человек не в состоянии выразить мысль словами. Это не значит, что мысль существует без словесного оформления. В данном случае человеку трудно перейти от внутренней речи к ее внешнему выражению и высказать мысль другим людям в развернутом виде, так чтобы ее поняли.
Речевая деятельность присуща только человеку. У животных есть звуковые сигналы, при помощи которых они тоже информируют друг друга о событиях, имеющих для них жизненно важное значение (сигналы об опасности, о наличии пищи), а также выражают эмоции (страх, боевое возбуждение, гнев). Но эти сигналы относятся к первой сигнальной системе.
Современная наука считает, что в мире животных наиболее полно развита сигнальная система, т. е. система общения при помощи сигналов, у дельфинов. Например, дельфины, находясь под водой, общаются посредством разнообразных звуков (вроде стука, свиста, кряканья), а в воздухе издают пронзительные крики и вопли. На эти звуки дельфины чутко реагируют.
Довольно развита звуковая система общения и у обезьян. За последнее гфемя даже у низших представителей животного мира обнаружено много звуковых сигналов. Так, у ворон их зафиксировано около 300. Даже, кузнечик издает много различных звуков, когда он, как смычком, «пилит» зазубринами задних ног по надкрыльям.
Дальнейшее изучение животных еще больше раскроет особенности звукового общения их между собой. Но как бы велико ни было число сигналов, издаваемых животными, эти сигналы принципиально отличны от человеческой речи: язык животных при всем своем разнообразии остается лишь первой сигнальной системой.

10. Память, ее основные процессы, качества и виды.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Основные процессы памяти:

1) Запоминание (запечатление новых данных в системе ассоциативных связей)

2) хранение (переработка и усвоение инфы об объекте)

3) воспроизведение (произвольное и непроизвольное)

4) узнавание (опознание) ,

5) напоминание (если не опознал),

6) забывание (временное и длительное)

Качества памяти. К качествам памяти относят:


а) объем памяти
б) точность воспроизведения;
в) быстроту запоминания;
г) длительность сохранения усвоенного
д) скорость вспоминания (готовность памяти)

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства.

Виды памяти:

Критерий Вид
Содержание § образная память § словесно-логическая память § сенсорная память § эмоциональная память
Время § кратковременная память § долговременная память § оперативная § промежуточная

Наши рекомендации