Руководство по организации курса

Для кого это пособие?

Стихийное бедствие, вооруженный конфликт, война, катастрофа, эпидемия - любая кризисная ситуация, влечет за собой экономические, медицинские, социальные и психологические последствия, подрывающие нормальный уклад жизни и возможности населения. Добровольцы Красного Креста/Красного Полумесяца традиционно оказывают помощь пострадавшим, используя разнообразные методы, накопившиеся за многие годы существования организации. С недавнего времени необходимость оказания помощи в облегчении душевных переживаний была признана одним из важнейших условий возврата пострадавших людей к нормальной жизни и повышения их стрессоустойчивости. Для оказания такого вида помощи, называемой психологической, необходимо иметь обученных добровольцев.

Данное пособие разработано для тех, кто планирует обучить инструкторов-добровольцев Красного Креста/Красного Полумесяца оказанию психологической помощи. Инструкторам не обязательно иметь образование в области психического здоровья, однако принципиально важно обладать глубоким пониманием ряда аспектов социальной работы, психологии и психиатрии и хоршо ориентироваться в следующих областях:

§ специфика работы Красного Креста/Красного Полумесяца и условия работы при ЧС;

§ методика организации и ведения учебных занятий; принципы обучения взрослых;

§ особенности ухода и оказания помощи другим людям;

§ иметь уверенность в себе.

Ресурсный Центр МФ по вопросам психологической помощи занимается разработками и способствует внедрению в практику программы психологической помощи, созданной на основе традиционной деятельности Красного Креста/Красного Полумесяца. Программа разработана в сотрудничестве с другими службами организации с целью сохранения целостного подхода к нуждам отдельных людей и сообществ. Публикации Центра можно получить в Международной Федерации. Центр оказывает помощь национальным обществам в подобре тренеров для проведения данного курса.

Это пособие может быть адаптировано к особенностям и культурным традициям любого региона. Обучение приемам психологической помощи может осуществляться как самостоятельная программа или как дополненеие к программам подготовки к бедствиям, медицинских или оказания первой доврачебной или медико-социальной помощи. В обоих случаях целью будет являться повышение качества оказания помощи населению, а также оказание адекватной поддержки людям, которые сами оказывают такую помощь.

Структура пособия

Пособие состоит из руководства для инструкторов по организации обучающего курса и шести тематических разделов, которые в совокупности составляют 30-часовую учебную программу. Темы могут изучаться как в комплексе в подержку программ психологической помощи, так и по отдельности для проведения специальных занятий. Если, например, добровольцы работают с людьми, инфицированными ВИЧ, для них будет полезно изучить тему 3: Поддержка через общение. Для тех, кто оказывает первую помощь, необходимо обучение по теме 2: Стресс и его преодоление.

Пособие обобщает практический опыт Красного Креста и Красного Полумесяца в разных старанх за последнее десятилетие и служит универсальным материалом независимо от региона или специфики операции.

Здесь тренер получит руководство по организации и проведению занятия, однако целью предлагаемых материалов является следующее:

§ ознакомить слушателей с возможными психологическими и социальными потребностями пострадавших и различными способами вмешательств, приемлемых в рамках существующих культурных особенностей

§ научить слушателей планировать и приемнять на практике разные виды помощи в зависимости от местных условий.

Кроме того, каждый тематический раздел имеет специфические учебные задачи. Чтобы решить их, в разделе дается описательная часть, которая подкреплена практическими упражнениями, групповыми заданиями, ролевыми играми, тематическими дискуссиями и раздаточными материалами.

Как начать занятие

Предлагаемые ниже принципы работы часто используются опытными тренерами. Мы повторим их, чтобы еще раз подчеркнуть, что за ними стоит и какое они имеют значение в обучении. Исследования показывают, что процесс обучения для взрослых наиболее успешен, когда:

§ он начинается с выявления их собственного опыта, знаний и навыков, которые затем используются в обучении;

§ Участники осознают, что и зачем они изучают;

§ Полученные знания подкрепляются практическими занятиями;

§ Тема занятия связана с жизнью участников или имеет значение для их будущего;

§ Полученные знания/навыки можно немедленно применить на практике;

§ Методы обучения гибки и разнообразны;

§ Учебный процесс приводит к ожидаемым результатам.

Опытный инструктор может отметить, что те же условия необходимы для оказания эффективной психологической помощи. Эти процессы очень сходны: участники семинара также представляют собой некую группу, которая нуждается в поддержке через общение, взаимопомощь и использование внутренних и внешних ресурсов (если речь не идет об оказании помощи жертвам чрезвычайных ситуаций, находящимся в состоянии стрессовых реакций).

Вы, группа и программа

Если вы хотите, чтобы группа была сплоченной и ощущала себя единым коллективом, необходимо уделить время, чтобы лучше познакомиться и установить определенную степень доверия и взаимной симпатии между всеми участниками. Вам нужно обеспечить, чтобы слушатели почувствовали себя комфортно в новой обстановке, узнали основные правила работы в данной группе, и с уверенностью в своих способностях смогли внести полноценный вклад в ее работу.

В начале занятия сообщите всем о местонахождении туалетов, расписании перерывов на отдых и питание, продолжительности учебных сессий – это позволит участникам, не отвлекаясь, сконцентрировать внимание на содержании учебного курса.

Существует несколько способов знакомства участников с вами и между собой:

§ Лично приветствуйте участников, представьте себя, своих коллег и членов группы;

§ Дайте возможность каждому участнику группы самому представить себя, проследите, чтобы они четко называли свои имена. Конечно, местные особенности общения будут иметь значение, но, по возможности, постарайтесь установить неформальное общение, используя только имена.

§ Начните занятие с упражнения-разминки, которое снимет напряжение в общении, даст краткую информацию о каждом участнике, его опытп и/или интересах;

§ Дайте информацию о себе: ваша роль в учебном процессе, практический опыт, как к Вам обращаться, где найти в неучебное время и т.п.

План занятия и работа в группах

Участники должны иметь четкое представление о том, как будет осуществляться учебный процесс. С самого начала надо подчеркнуть, что опыт и знания каждого участника будут иметь важное значение и дополнять учебный процесс. Объясните стиль и методы преподавания. Если это тренинг, расскажите, чем он отличается от традиционных (привычных) методов обучения. Скажите, что Вы ожидаете от работы участников. Узнайте, что они ожидают от вашего занятия. Установите правила работы группы. Это можно сделать по-разному в зависимости от обстоятельств и культурных традиций. Например, правила могут быть такими:

§ Вопросы можно задавать сразу, не ждать окончания сессии;

§ В план занятия могут вноситься некоторые изменения в соответствии с разумными потребностями группы;

§ Инструктор выступает в роли арбитра и может вмешиваться в обсуждения внутри групп, внося полезные советы и идеи.

Насколько хорошо участники усвоят тему, завист от них самих. Однако Ваша задача, как инструктора создать условия, позволяющие участникам извлечь максимальную пользу из учебного процесса.

Разъясните, как будет проходить работа: индивидуально, в больших и малых группах; практические упражнения будут заканчиваться совместными обсуждениями; у каждого будет время на подготовку к выполнению задания.

При работе в малых группах (3-4 человека), рекомендуется менять состав групп для более активного взаимодействия участников, что позволит каждому узнать более широкий спектр мнений.

Ожидания участников

Наряду с объяснением того, что будет на занятии, и как оно будет проходить, не менее важно до начала обучения выяснить их ожидания от занятия. Зачастую, не все хорошо понимают цель и задачи обучения, начинаю заниматься с нереалистичными ожиданиями, что может привести к разочарованию и неудовлетворенности к концу занятия. Способы получить краткую информацию об ожиданиях:

§ Предложите участникам высказать свои ожидания на этапе знакомства, т.е. попросите их представить себя, рассказать, чем они занимаются, и что хотят получить от занятия;

§ Предложите заполнить заранее подготовленный опросный лист, включающий вопрос об ожиданиях участников;

§ Перечислите, что участники узнают в ходе обучения, и спросите, совпадает ли это с их ожиданиями

Если окажется, что участники ожидают темы или материалы, которые у вас есть, но они не включены в план занятия, то лучше модифицировать вашу программу в соответствии с их ожаданиями.

Поддержка участников

Поддержка со стороны инструктора крайне важна, она стимулируте интерес участников к изучению темы. Инструктор выступает скорее в роли катализатора учебного процесса, чем учителя. Он вводит участников в учебный процесс, поддерживая, направляя и вдохновляя их, когда необходимо. Задача инстрауктора наполнить и организовать учебный процесс, таким образом, чтобы он:

§ Соответствовал интересам и потребностям слушателей и содержал знания, которые они могли бы применить в реальной жизни;

§ Основывался на знаниях и опыте самих участников;

§ Был связан с практической деятельностью.

Инструктор должен уметь гибко использовать учебный материал данного пособия, адаптируя и дополняя его в зависимости от местных условий и потребностей.

Таким образом, инструктор:

§ Вовлекает участников в учебный процесс, давая каждому возможность высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении (приглашает высказаться, не оценвает, благодарит за участие);

§ Следит за тем, чтобы используемые слова, термины, сокращения были понятны каждому;

§ Обеспечивает поощрение, поддержку и совет участникам, испытывающим дискомфорт в группе.

Раздаточный материал

В данное пособие включены два вида раздаточных материалов:

§ Полезная информация, словарь терминов;

§ Слайды с краткой информацией по изучаемому материалу.

Участники могут пользоваться этой информацией в качестве справочного материала. Слайды имеют двойное назначение: содержат конспект изучаемого материала и служат основой для расширения знаний.

Дополнительные материалы рекомендуется раздавать слушателям по окончании презентации, чтобы не отвлекать их внимание в ходе вашего выступления. При раздаче материалов можно кратко повторить пройденный материал, что позволит участникам проверить, правильно ли они поняли те или иные моменты. Слушатели часто делают свои собственные пометки и дополнения на полученных материалах (слайдах) и используют из при подготовке к дальнейшей своей работе по данной теме.

Планирование деятельности

Вспомним два момента успешного обучения взрослых:

§ Тематика обучения связана с жизнью участинков или имеет перспективное значение для их будущего;

§ Полученные знания/навыки можно немедленно применить на практике;

В связи с этим, в конце каждого занятия необходимо попросить участников отметить, что из изученного они могут применить в жизни или на работе, и по каким вопросам они хотели бы получить дополнительную информацию.

Упражнения

Каждый раздел пособия содержит несколько практических упражнений. Они помогут участникам понять, насколько полученные знания полезны и применимы на практике, и расширят видение ими своей работы через общение с другими членами группы. Упражнения могут быть основаны на личном опыте отдельных участников, однако чаще они предполагают групповые обсуждения, способствующие расширению кругозора каждого.

Помните, что упражнения необходимо адаптировать к ситуации и условиям работы конкретной группы слушателей. Содержание и длительность упражнений также могут варьироваться, учитывая особенности успешной работы взрослой аудитории:

§ Возможность слушателей влиять на учебный процесс;

§ Тематика обучения знакома или имеет перспективное значение для участников;

§ Методы обучения гибки и разнообразны.

Содержание материалов

Участникам будет интересно узнать краткое содержание учебного курса и его отделных частей. Ниже приведен краткий обзор каждого раздела (темы) пособия.

подрывающие жизнеспособность населения.

Раздел 1: Психологическая помощь

Этот раздел дает определение психологической помощи и показывает, каким образом обученные добровольцы могут помочь людям, пережившим кризисную ситуацию. Здесь представлена информация о программе МФ по оказанию психологической помощи и принципы обеспечения эффективности программ. Материал этого раздела касается вопросов психологической помощи при чрезвычайных ситуациях, но он может быть использован и в рамках других видов деятельности Красного Креста. Это базовый материал, лежащий в основе других разделов. Многое из этой темы может быть знакомо участникам, однако, повторение и обсуждение некоторых вопросов, связанных с психологической помощью поможет им правильно расставить акценты.

 
 
Раздел 2: Стресс и его преодоление

Раздел посвящен обучению добровольцев навыкам помощи по преодолению стресса. Этот навык необходим практически во всех видах деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца: при оказании первой помощи, при реагировании на бедствия, при организации работы скорой помощи и поисково-спасательных отрядов. Вопросы преодоления стресса актуальны и в работе психосоциальных служб. Как правило, добровольцы лучше справляются с работой по оказанию помощи пострадавшим и себе самим, если они знакомы с основными признаками стресса и способами его преодоления.

 
 
Раздел 3: Поддержка через общение

Здесь представлена базовая информация по оказанию поддержки через общение. Навыки общения с другими людьми часто играют жизненно важную роль в работе добровольцев Красного Креста/Красного Полумесяца в кризисных ситуациях. Например, добровольцы, оказывающие первую помощь, должны знать, как сообщить родственникам о тяжелом состоянии или о гибели близких. А добровольцам, работающим с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, важно знать, как общаться с людьми, только что узнавшими о своем ВИЧ-положительном статусе, или с теми, кто не имеет шансов выжить.

 
 
Раздел 4: Развитие взаимопомощи в сообществах

Данный раздел исследует способы вовлечения населения в процесс восстановления и показывает эффективность взаимопомощи в преодолении психологического стресса, вызванного кризисной ситуацией. Принимая участие в жизни сообщества, человек начинает ощущать свою значимость, постепенно преодолевая чувство беспомощности, приобретенное после кризиса. По мере укрепления социальных связей и взаимопомощи среди населения появляются новые пути решения насущных проблем. Повышение самостоятельности и личнаой ответственности членов местного сообщества за решение своих проблем способствует обеспечению долгосрочных и качественных перемен.

 
 
Раздел 5: Группы населения с особыми потребностями

Материалы этого раздела посвящены людям, наиболее уязвимым с точки зрения психологических потребностей, требующих к себе особого внимания. В разделе исследуются психологические потребности уязвимых групп населения, а также их роль в жизни сообщества.

 
 
Раздел 6: Помогая помогающим

Это заключительный раздел. Он посвящен самим помощникам, так как своевременная и адекватная поддержка людей, помогающих другим, является важным условием оказания качественной гуманитарной помощи пострадавшим. Работа по оказанию помощи пострадавшим неизбежно влияет на психику людей, и многие из них покидают место катастрофы с ощущением невыполненного долга, лишь потому, что потребность в помощи превышала их возможности. Доброволец, оказывающий психологическую помощь, сам может быть травмирован ужасающими историями, рассказанными жертвами катастрофы. Человек, оказывающий первую помощь, может испытывать чувство вины за смерть пациента. А добровольцы, работающие по программам борьбы с ВИЧ/СПИДом, тяжело переносят уход из жизни людей, с которыми работают.

 
 
Приложения: полезная информация

Приложения содержат полезную для участников семинаров информацию, такую как словать терминов, связанных со стрессом и его преодолением.

 
 
Слайды презентации и раздаточный материал

К каждому разделу прилагается комплект слайдов. Являясь кратким изложением основных тем, они помогут инструктору логически построить и представить слушателям тему(ы) занятия. Слайды даются в формате раздаточного материала для участников. Они содержат краткое изложение пройденного материала и помогают быстро освежить в памяти его основные положения. Мы рекомендуем раздавать распечатку слайдов участникам в конце каждой презентации с предложением делать на них пометки и дополненения.

 
 
Упражнения и учебные задания

Упражнения и учебные задания даны по тексту там, где необходимо. Они могут выполняться в форме групповых дискуссий, совместной разработки планов действий или в форме ролевых игр. Инструктор должен адаптировать предлагаемые задания в соответствии с составом участников и местными условиями.

 
 
Вопросы для обсуждения

В ходе выполнения заданий инструктор поощряет каждого участника высказываться на основе его личного опыта. В ходе дискуссии не следует искать общих выводов и заключений, гораздо важнее, чтобы каждый задумался и получил больше информации по обсуждаемому вопросу. Вопросы для обсуждения выделены в тексте раздела. Они предлагаются после тех тем, которые могут получить развитие и дополнительные аспекты в ходе обсуждения личного опыта участников.

Дальнейшая деятельность

Ожидается, что дискуссии и выполнение заданий подтолкнет участников к конкретным практическим шагам. В конце каждого занятия необходимо предлагать участникам в той или иной форме наметить дальнейшие действия, которые они планируют предпринять. Например, более глубокое изучение вопросов оказания психологической помощи или новые конкретные действия.

Основная программа

В таблице ниже приведена информация о содержании учебного курса, основных компонентах каждого раздела и задачах обучения. Здесь же даются практические задания. Следуя принципу гибкого подхода, мы предлагаем Вам, как инструктору, самому решать, каким образом вводить практические задания, упражнения и групповые дискуссии. Описанная цель каждого задания позволит вам адаптировать учебный материал к конкретной ситуациии.

Таблица 1

Программа семинара

День Тема План Задачи
День 1 Часть 1 3 часа   Введение Представление/знакомство участников и инструкторов. Ожидания участников.   Обзор программы семинара.   Включение участников в работу (упражнения разминки на сплочение группы)   Актуализация темы. § Познакомить участников с инструкторами и друг другом § Понять ожидания участинков от курса. § Разъяснить, что ожидается от участников и в чем необычность данного курса (если это тренинг)
День 1 Часть 2 3 часа Оказание психологической помощи (Раздел 1) 1.1Что такое психологическая помощь 1.2Роль добровольцев § Определить цель психологической помощи и роль добровольцев в ее оказании
    Задание 1А:Отличительные черты и отношение (установки) людей, оказывающих помощь. «Мозговой штурм» и обсуждения в группах. § Проанализировать отличительные черты и отношение (установки) людей, оказывающих помощь
    1.3Развитие программ психологической помощи 1.4Основные принципы исполнения программ психологической помощи § Очертить этапы развития программ по оказанию психологической помощи § Описать основные принципы исполнения программ психологической помощи при ЧС.
    Задание 1В:Основные принципы реализации программ психологической помощи. Индивидуальные комментарии, затем обсуждение в группах. § Обосновать основные принципы оказания помощи § Стимулировать дебаты и обсуждение на основе опыта участников § Показать широкий спектр практического опыта участников
    Вопрос для обсуждения § Проанализировать плюсы и минусы вмешательств на практических примерах.
  Обзор и повторение Раздать участникам распечатанные слайды презентации. § Используются как повторение и источник информации.
    1.5Выводы § Стимулируют потребность в более углубленном изучении ряда тем.
День 2 Части 1 и 2 6 часов Стресс и его преодоление (Раздел 2) 2.1 Люди в состоянии стресса 2.2 Преодоление стресса § Ввести терминологию, относящуюся к стрессу и его преодолению § Описать, каким образом люди реагируют и преодолевают стресс
    Задание 2А:Стратегии выживания.   Индивидуальная работа. § Проанализировать индивидуальную реакцию на стресс.
      Вопрос для обсуждения § Поделиться стратегиями выживания с другими членами группы.
    2.3 Утрата и горе. § Дать описание распространенных реакций на утрату и горе.
    Задание 2В:Утрата и горе § Обсудить в группах разнообразные эмоциональные реакции и способы совладания с ними
    Вопрос для обсуждения. § Поделиться размышлениями об эмоциональных состояниях и способах преодоления чувства утраты и горя.
    2.4 Значение травмы § Показать различия между нормальной реакцией на стресс и признаками травмы
    2.5 Основные принципы оказания психологической помощи § Оценить рекомендации по оказанию психологической помощи
    Вопрос для обсуждения § Поделиться опытом и наблюдениями по применению основных принципов оказания помощи.
    2. 6 Кризисное вмешательство § Описать последовательность действий при кризисном вмешательстве
  Обзор и повторение Раздать участникам распечатанные слайды по изученному материалу. § Используются как повторение и источник информации.
    2.7 Выводы § Стимулируют потребность в более углубленном изучении ряда тем.
  Приложение 1 Словарь терминов по стрессу и его преодолению Раздаточный материал § Обеспечить понимание всеми участниками точного значения используемых терминов, и всей терминологии, относящейся к стрессу и его преодолению.
       
  Приложение 2 спсиок типичных эмоциональных реакций Раздаточный материал § Помочь осознать возможные эмоциональные реакции на стресс, а также понять терминологию учебного курса.
       
День 3 Части 1 и 2 6 часов Поддержка через общение (Раздел 3) 3.1Характеристики общения § Проанализировать характеристики эффективного стиля общения
    Задание 3А:Отношение к общению Работа в малых группах § Обсудить в группе, какую реакцию вызывают разные виды общения и как они влияют на общение.
    3.2Навыки межличностного общения. 3.3Способы реагирования. § Попрактиковать навыки общения в кризисных ситуациях. § Оценить воздействие приятного и неприятного общения на основе личного восприятия.
    Задание 3В: Слушаю и отвечаю. (Ролевая игра) § Отработать на практике способы качественного общения.
      Вопрос для обсуждения. § Обсудить способы общения, используемые хорошим собеседником/помощнком.
    3.4Этапы (стадии) конструктивного общения 3.5Помощь в преодолении трудностей 3.6Работа с группами § Обратить внимание на стадии конструктивного диалога, способствующего восстановлению и развитию самопомощи.   § Опробовать на практике работу с группами населения.
    Вопрос для обсуждения § Обсудить методику и особенности работы с группами людей.
    3.7Напраление к другим специалистам § Проанализировать, когда и как необходимо направлять пострадавших к другим специалистам и в другие организации.
  Обзор и повторение Раздать участникам распечатанные слайды по пройденной теме § Используются как повторение и источник информации.
    3.8 Выводы § Стимулируют потребность в более углубленном изучении ряда тем.
День 4 Часть 1 3 часа Развитие взаимопомощи в сообществах (Раздел 4) 4.1Определение сообщества § Перечислить факторы, которые помогают созадть здоровую и доброжелателную обстановку в местном сообществе.
    Вопрос для обсуждения § Поделиться мыслями о жизни в сообществе.
    Задание 4А:Что значит участие сообщества? (Мозговой штурм) § Определить характеристики участия сообщества.
      Вопрос для обсуждения.   4.2Стимулирование/развитие взаимопомощи § Поделиться опытом и знаниями о способах участия в жизни сообщества. § Разъяснить, какаким образом можно стимулировать сообщества использовать собственные ресурсы для решения проблем.
    Задание 4В:Социальные структуры и лидерство. Обсуждение в малых группах § Определить социальные структуры/ власть/лидеров в отдельно взятом сообществе.
       
    Задание 4С: Планирование деятельности. Ролевая игра в малых группах § Разработать план действий по решению определенной проблемы сообщества.
    Вопрос для обсуждения § Обсудить различные подходы к решению проблем в сообществе.
  Обзор и повторение Раздать участникам распечатки слайдов по пройденной теме. § Используются как повторение и источник информации.
    4.3Выводы § Стимулируют потребность в более углубленном изучении ряда тем.
  Приложение 3 Примеры действий КК и КП Раздаточный материал § Напомнить примеры, когда восстановление проходило с участием сообщества.
День 4 Часть 2 3 часа Группы с особыми потребностями (Раздел 5)   5.1Группы населения с особыми потребностями 5.2Дети § Определить специфичекие реакции определенных групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
    Вопрос для обсуждения § Обсудить эмоциональные реакции помогающих, когда страдают дети.
    5.3Пожилые люди 5.4Люди с психическими отклонениями 5.5Люди, живущие с ВИЧ/СПИД § Описать эффективные виды вмешательств при оказании помощи определенным группам риска.
    Задание 5А: Особые потребности (Ролевая игра в малых группах) § Оценить особые потребности и составить соответственый план действий.
    Вопрос для обсуждения § Повторить основные принципы оказания эффективной психологической помощи
  Обзор и повторение Раздать участникам распечатанные слайды по пройденной теме. § Используются как повторение и источник информации.
    5.6Выводы § Стимулируют потребность в более углубленном изучении ряда вопросов.
День 5 Часть 1 3 часа Помогая помогающим (Раздел 6)   6.1Стресс в жизни помогающих 6.2Тревожные признаки «выгорания» § Описать, каким стрессовым реакциям могут быть подвержены люди, оказывающие помощь. § Показать тревожные признаки стресса или «выгорания» у людей, оказывающих помощь
    Задание 6А: Признаки «выгорания» Обсуждение в малых группах § Определить признаки «выгорания»
    6.3Забота о психологических потребностях помогающих § Объяснить, каким образом можно оказать психологическую поддержку помогающим.
    Вопрос для обсуждения § Исследовать и оценить различные способы удовлетворения психологических потребностей людей, оказывающих помощь.
    6.4Приемы оказания самопомощи § Предоставить методы самопомощи для помогающих.
    Задание 6В: Снятие стресса и напряжения. Обсуждение в малых группах. § Обсудить методы самопомощи.
    6.5Руководство и поддержка 6.6Поддержка со стороны коллег § Предоставить описание методов поддержки людей, оказывающих помощь: руководящие сотрудники и добровольцы.
    Вопрос для обсуждения § Поделиться методами поддержки со стороны коллег.
  Обзор и повторение Раздать участникам распечатанные слайды по теме. § Используются как повторение и источник информации.
    6.7Выводы § Стимулируют потребность в более углубленном изучении ряда тем.
День 5 Часть 2 3 часа Подведение итогов, краткий обзор и оценка семинара Подведение итогов и обзор.   Дальнейшая деятельность.     Оценка.   Заключение. § Проверить уровень усвоения зананий и повторить наиболее сложные и важные вопросы. § Убедиться, что знания и навыки будут включены в дальнейшие планы. § Оценить содержание учебного курса, качество подачи материала и необходимость внесения изменений в будущем. § Завершить семинар таким образом, чтобы участники испытывали ощущение законченности учебного процесса и готовность к началу дальнейшей деятельности.

Наши рекомендации