Основные факторы и зоны развития в подростковом возрасте. Подростковый кризис.
В подростковом возрасте организм детей перестраивается и претерпевает ряд изменений.
Первой начинает меняться их эндокринная система. В кровь поступает множество гормонов, способствующих развитию и росту тканей. Дети начинают быстро расти. В это же время происходит их половое созревание. У мальчиков эти процессы происходят в 13–15 лет, тогда как у девочек – в 11–13.
Скелетно-мышечная система подростков также изменяется. Поскольку в этот период происходит скачок в росте, то эти перемены ярко выражены. У подростков появляются свойственные женскому и мужскому полу черты, меняются пропорции тела.
Размеров, подобных взрослым, в первую очередь достигают голова, кисти рук и ступни, после удлиняются конечности, а самым последним увеличивается туловище. Это расхождение в пропорциях и является причиной угловатости детей в подростковом возрасте.
Сердечно-сосудистая и нервная системы также подвержены изменениям в этот период. Поскольку развитие организма идет достаточно быстрыми темпами, то могут появиться сложности в работе сердца, легких и в кровоснабжении головного мозга.
Все эти изменения обусловливают как прилив энергии, так и острую чувствительность к различным воздействиям. Негативных проявлений можно избежать, не перегружая ребенка множеством заданий, ограждая его от воздействия длительных отрицательных переживаний.
Половое созревание является важным моментом в становлении ребенка как личности. Внешние изменения делают его похожим на взрослых, и ребенок начинает ощущать себя иначе (старше, взрослее, самостоятельнее).
Психические процессы, как и физиологические, также претерпевают изменения. В этом возрасте ребенок начинает осознанно управлять собственными мыслительными операциями. Это влияет на все психические функции: память, восприятие, внимание. Ребенка увлекает само мышление, то, что он может оперировать различными понятиями, гипотезами. Восприятие ребенка становится более осмысленным.
Память проходит процесс интеллектуализации. Иными словами, ребенок запоминает информацию целенаправленно, осознанно.
В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием <подросткового кризиса>. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.
Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).
Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют