Общ. Понят. О филоген и онтоген развитии.псих. и эволюц.нс(.стадии развит псих.(см вопр.6))

Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции

Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы:

1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:

– совершенствование их двигательного аппарата;

– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.

2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

– появляется сложная нервная система;

– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

– появляется предметно-образное отражение действительности;

– появляются эмоции.

3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:

– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;

– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;

– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;

– появляется способность заниматься творчеством.

4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

На этом этапе в процессе труда у человека:

– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

– появляется способность к мышлению;

– появляется потребность к общению с другими людьми;

– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;

– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-

5. Развитие сознания человека. На этом этапе:

– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.

6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:

– познания себя путем познания других;

– самосознания путем анализа деятельности и поведения;

– самоконтроля и самовоспитания.

7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.

онтогенетическое развитие

Развитие мышления происходит не только в эволюционном, историческом, но и онтогенетическом аспектах. Онтогенез челове­ческого мышления изучен лучше всего применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя, конечно, охватывает период всей жизни человека. Мышление ребенка формируется прижизненно, в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения об­щественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого, в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление взрослого — это последовательные ступени онтогенетического раз­вития.

Уже первые предметные «действия» ребенка (например, притя­гивание предмета, похлопывание по предмету, ощупывание, рассматривание, воздействие одним предметом на другой) обладают рядом важных особенностей: 1) при достижении некоторого прак­тического результата выявляются некоторые признаки этого пред­мета, и его взаимоотношения с другими предметами, возможность. их познания выступает как свойство любого предметного манипу­лирования; 2) ребенок сталкивается прежде всего с предметами,. созданными руками человека, поэтому он начинает познавать свойства именно этой действительности, уже вступая в предметно-практическое общение с другими людьми; 3) первоначально взрос­лый является основным источником и посредником знакомства ре­бенка с предметами, со способами употребления предметов. 06щественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта. Кроме практических действий с предметами выделяются и особые иссле­довательские действия (о «действиях» можно говорить лишь услов­но, поскольку здесь еще нет сознательной цели как конституирую­щего признака действия). Ребенок выявляет все новые свойства предметов, устанавливает между ними все новые отношения. Уже в области освоенных предметных действий ребенок проявляет из­вестную самостоятельность, которая проявляется в повторении; усвоенных способов без дополнительного побуждения со стороны взрослых, в некоторой модификации (варьировании) усвоенного способа, в использовании предмета не только в соответствии с его общественным назначением (например, ребенок облизывает погре­мушку). Большое значение для развития мышления ребенка имеет игра

Эволюция – необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экоситем, и биосферы в целом.

нервная система — центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.), и эффекторы (железы и мышцы). Второй важной функцией нервной системы, без которой теряет смысл и ее первая функция, является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции.

ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Наши рекомендации