Формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная.
Основные формы психотерапии
1. Индивидуальная психотерапия
Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.
Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.
2. Групповая психотерапия
Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:
Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.
Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).
Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.
Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.
Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.
Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.
Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.
Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.
Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.
Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.
3. Семейная психотерапия
Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.
44. Квалификационные требования к психотерапевту. Возможности и ограничения пользования психотерапии в деятельности практического психолога.
Психотерапевт - это специалист с медицинским или психологическим образованием, который прошел специальную профессиональную подготовку в одной или нескольких областях психотерапии.
В нашей стране основными специалистами оказывающими помощь при душевных расстройствах являются – психиатр, психотерапевт, психолог и иногда невропатолог.
Психиатр – это врач, специалист, получивший высшее медицинское образование, прошедший последипломное обучение (стажировку и/или специализацию) по специальности психиатрия. Такой доктор занимается диагностикой и лечением психических заболеваний. Ему принадлежит ведущая роль в лечении наиболее тяжелых и глубоких психических расстройств. Таковыми являются психозы, шизофрения, тяжелые депрессивные расстройства и др. Основной метод лечения – медикаментозный (подбор и назначение психотропных препаратов), хотя в своей работе психиатр также пользуется знаниями и немедикаментозного лечения психических расстройств, например психотерапии. Сферы деятельности психиатра в отечественной системе здравоохранения практически не отличаются от европейской.
Существенное отличие имеется в подготовке и сфере деятельности психотерапевтов. В нашей стране – психотерапевт – это врач, получивший высшее медицинское образование, прошедший последипломную специализацию и получивший квалификацию врача-психотерапевта. Основная область деятельности психотерапевта – это лечение психических расстройств невротического (неврозы, психосоматические расстройства) и пограничного уровней (расстройства зрелой личности, нарушения поведения), а также помощь психически здоровым людям при работе с жизненно-важными проблемами. Часто психотерапевт и психиатр сотрудничают при лечении того или иного психического расстройства. Так, например совместные скоординированные действия обоих специалистов при лечении грубых психических расстройств могут существенно повысить эффективность лечения и привести к хорошим прогностическим результатам. При необходимости психотерапевт назначает лекарственные препараты, хотя основным методом достижения лечебного эффекта является немедикаментозное психическое воздействие. Как правило, психотерапевт специализируется в каком-либо определенном направлении психотерапии – психоанализ, групповая терапия, гештальт-терапия, семейная терапия, гипноз и др. Для этого психотерапевты дополнительно проходят специальные программы обучения. Такие программы предъявляют особые требования (стандарты обучения – определенный объем теоретической и практической подготовки, личная психотерапия и работа под супервизией) к обучающимся. По окончании, при выполнении всех требований и при успешной сдачи квалификационного экзамена, присваивается квалификация психотерапевта того или иного направления, после чего психотерапевт называется сертифицированным в области того или иного направления. Что гарантирует обратившемуся человеку получить помощь более высокого качества.
В западной модели психотерапевт – это человек не обязательно имеющий медицинское образование. Чтобы стать психотерапевтом необходимо закончить программу обучения при том или ином психотерапевтическом институте или ассоциации, выполнить все требования и с получением сертификата получить квалификацию психотерапевта. Европейские стандарты психотерапевтического образования очень строги, что требует значительных усилий и средств, однако это позволяет подготовить специалистов высокого уровня. Так обучение может длиться от 3 до 6 лет и даже более. Однако при этом медикаментозное лечение остается привилегией психиатра.
Психолог – это специалист, получивший высшее психологическое образование, закончивший педагогический институт или соответствующий факультет университета. Это не врач, потому он не ставит диагнозы и не назначает лекарства. Окончив специальные курсы подготовки по какому-либо направлению психотерапии, он занимается немедикаментозной психотерапией. Формы работы психолога – психологическая диагностика, психологическая коррекция, что реализуется в форме психологической консультации, индивидуальной или групповой. Психолог изучает психику и особенности ее функционирования здорового человека. Однако при совместной работе с врачами психолог способен оказать существенную помощь в диагностике, планировании лечения и лечении психических расстройств. Так же консультация с квалифицированным психологом оказывается полезной и для здоровых людей в плане улучшения качества жизни, развития навыков и способностей, улучшения отношений с окружающими и всего, что касается личностного роста и развития.
Невролог (невропатолог) – врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший специализацию по неврологии. Невролог занимается диагностикой и лечением болезней центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Это такие болезни как: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Многие из этих заболеваний сопровождаются изменением поведения и психического функционирования, тогда к лечению таких пациентов привлекаются психиатры и иногда психотерапевты.
Все упомянутые выше специалисты должны хорошо ориентироваться в своей сфере деятельности и сферах деятельности коллег, а также адекватно оценивать свои возможности по оказанию того или иного вида помощи в различных ситуациях. Тогда обратившемуся человеку при необходимости будет рекомендована консультация специалиста смежной специальности. Поэтому если человека что-то беспокоит и он не понимает к кому же все-таки обращаться и где искать помощи, важно обратиться хоть к какому-нибудь из описанных выше специалисту. И тогда, прояснив сложившуюся ситуацию, он поможет определиться с дальнейшим направлением движения по разрешению проблемы.
Возможности и ограничения пользования психотерапии в деятельности практического психолога. (выдержки из вопроса 41)
Уровень психологической помощи | Внемедицинская психотерапия (личностная и социальная) | Медицинская психотерапия |
Проблематика | Личностное и социальное здоровье | Психическое и соматическое здоровье |
Объект и предмет деятельности | Личность и сообщество в проживании критических ситуаций | Организм и психика в конкретных заболеваниях |
Уровень психологической помощи | Внемедицинская психотерапия (личностная и социальная) | Медицинская психотерапия |
Содержание деятельности | Объективация и рефлексия ситуации, структурировавание совладающих процессов и создание условий для изживания психосоциальных травм и конфликтов | Лечение основного и сопутствующего заболевания, устранение симптомов и причин страдания |
Методы и психологические парадигмы помощи | Психотерапевтическая беседа, группы встреч, СПТ, группы интенсивной психотерапии, аутотренинг, гуманистическая, глубинная и трансперсональная психотерапия | Психотерапевтический сеанс, косвенное и прямое внушение (гипноз), аутотренинг, групповая психотерапия, поведенческая глубинная психотерапия |
Цели и результаты | Эмоциональное отреагирование (снятие стресса, выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов | Улучшение состояния, выздоровление |