Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности
В малой гр.малая гр(Андреева)-это группа,в к-ой обществ. Отношения выступают в ф. непосредств. Личных контактов.Гр. динамика(К.Леви)-дисциплина исслед-ия положит. И отриц. Силы, к-ые действуют в данной группе.Гр. динамика(современ.)-развитие или движение гр. Во времени, обус. Взаимод. И взаимоотнош. Чл. Гр. м/у собой, а так же внешние возд. На группу.Основные элементы гр. Динамики:1.цели гр.-представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность.2.гр.нормы-некоторое правило, стандарт поведения в малой группе.(феноменгр.Давления_конформизм_подчинение, суждение или действие чел-а групповому давлению в сит. Конфликта, м/у его собств опытом и мнением большинства.3.стр-ра гр и проблема лидерства4.гр. сплоченность:1)сплоченность, как межличностная аттракция.(сплоченность-как такое гр. Св-во, к-ое явл производным от кол-ва и силы взаим. Позитив. Установок членов гр.).2.) спл, как рез-т мотивации гр. Членства(спл-ть-как некоя результирующая сил или мотивов, побужд. Индивидов к сохр. Членства в данной конфл. Гр.3) спл-ть, как ценостно-ориентац единство чл. Гр.(спл-ть-хар-касистемных внутригр.связей, показ степень совпадения оценок, установок и позиций гр. По отношению к объектам. Структура малой гр. С т. зр. сСтратометрич. Концепции.1. Внешний уровень гр. Стр-ры, где даны непосредств. Эмоц. Межл. Отнош.(А)2. Ценностно-ориентац. Единство, отнош. Здесь опосредованы совмест деят., выр-ем чего явл совпадение для членов гр. Ориентаций, на основные ценности, касающ. Проц совмест деят.(Б). 3. Совмест гр. Деят-члены гр. Разделяют цель, мотивы выбора, связ. С принятием, так же общих ценностей.5.развитие гр: 3 уровня развития.Уровни развития гр.-качественный этап, к-ый характеризует ее в соц-псих. Зрелость.
51.Проблема развития малой гр.
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива.(Петровский)3 уровня: 1-спл-ть выр-ся развитием эмоц. Контактов.2-происходит дальнйшее развитие гр, совпадение основной сист. Ценностей, связ с проц совмест. Деят.3-члены гр. Начинают разделять общие ценности. Уровень развития группы - это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.
Е. С. Кузьмин выделяет три уровня р.гр:1. Номинальная группа.2. Кооперация.3. Коллектив.
Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:1. Диффузная группа.2. Ассоциация.
3.Корпорация.(удв. Гр. Интересов за чужой счет)4.Коллектив.Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней;
1.Конгломерат - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует2.Номинальная группа это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. 3.Ассоциация это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика.4.Кооператив это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности
5.Автономия целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.6.Коллектив группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.
Коллектив - это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях.
50. Конфликт: функции, структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимод.
В основе любого конфликта лежит ситуация вкл: во-1-ых:либо противореч. Позиции сторон по к-то поводу, либо противополож. Цели и средства их достижения, либо несовпадение интернсов, желаний оппонентов.Стр-ра:1. Стороны конфл-субъекты соц. Взаимод., наход в сост. Конфликта, или явно/не явно поддерживающие конфликтующих.2. Усл. Конфл.-обстоятельства возникновения и протекания конфл.3.Предмет конфл.4. Действия уч-ов конфл-совокупность действий уч-ов конфл. Назыв конфл взаимод
Ф-ции:1.Деструктивная(эмоц. Дискомфорт;наруш. Системы взаимод;наруш совмест деят.)2.Констуктивная-преодаление трудностей кризиса(Развивающая-конфл. Источник развития;Позноват.-обнаруж. Возникн. Конфл.;инструментальная-разрушает противоречия;Перестроичная-имеет объектив последствия связ с изменением обстоятельств.)3.Диагностическая-связана с пониманием причин возникновения противоборства, мотивов его уч-ов. Динамика:1.Возникновение(предконфл.)-конфл. Осозноется не сразу. Противоречия зараждаются, формир предпосылки конфл.2. Осознание-противоречие становится осознанным и противоп. Стороны отвеч. конкр. Действующим поведением.Для того, чтобы конфл. Был осознан, необходим инцидент, т. е. стечение обстоятельств, при которой одна из сторон начин действия, ущемляя др.3. Развитие(переход в конфл. Повед)-собств. Конфл. Выр-ся в том, что один из участников осознает сит. Конфл. И переходит к акив. Действиям, напр. На блокирование достижений др. сторон. Др. предпринимает в ответ актив действия.4. Разрешение.-Частичное-искл конфл. Действий, но побуждение к конфл. Остается.-Полное-устранение на уровне внеш повед и внутр. ПобужденияТипология:По сфере проявления:экономические, соц. Бытовой, семейно-быт,идеалогический.По степени длит. И напряженности:бурные и быстротекущие(Крайне агрессивны);Острые и длительные(на основе языковых противоречий);Слабо выр-ые и вяло текущие((незначит конфликт, либо пассивная сторона);Слабо выр. И быстро текущ(эпизодич хар-р).По субъекту:1. Внутриличностный-противоречия .2.Межличностный-.3. Групповой
28.Психодиагностика-явл. Основой любой деят. Практического психолога.Активно исп. В психкор, психконсульт, психотерап, в какой бы ф. не осущ. Псих помощь, она должна быть индиидуальной, базироваться на глубин проникнов личности.
Ключевое смысловое слово-диагноз.Предложен Роршихом ив 1921. Псих. Д.-псих. Дисциплина, разрабатывающ методы выявления и изучения индивид. Псих. И индивид психофизиологич. Особенностей личности.Задачи:1Установка у чел-ка того или иного псих. Св-ва.2. определение степени развитости данного св-ва,его выр-ие в количеств и качеств показателях.3. сравнение степени развитиости изучаемых св-в у разных людей.4.выработка рекомендаций.
1) формализованные методики;
♦ тесты это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта; тесты способностей; тесты личности;тесты достижений♦ опросники; называют такую группу пси-ходиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого♦ методики проективной техники; это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Принято различать следующие группы проективных методик:методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему; методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.♦психофизиологические методики методики, позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Для них характерны:
1) определенная регламентация;2) объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);
3) стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);4) надежность;
5) валидность.
2.)К малоформализованнымметодикам следует отнести:♦ наблюдение.;♦ беседу; это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы: прямые («Ты боишься грозы?»);косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»); проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым)♦ анализ продуктов деятельности.(контент-анализ) количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик
Методика прведения:1.приветствие; 2.знакомство; 3. Установление контакта; 4. Мотивирование;5. Полный инструктаж(вопросы есть)6. Проведение метода;7. Сбор бланков централизованно;8. Благодарность и выход из контакта;9. Обработка;10. Прдставление рез-ов.
43. Феномен гр. Давления(Конформизм)- подчинение, суждение или действие чел-а групповому давлению в сит. Конфликта, м/у его собств опытом и мнением большинства.Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. это метод "подставной группы",(2 карточки. На одной один отрезок, на другой-3. Найти похожий. Группа заведомо ориентированы на неверный ответ, и один не в курсе, в итоге он тоже отвечает неверно).
в действительности существуют не два, а три типа поведения (Петровский, 1973): 1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, – относительное единообразие поведения в результате сознательной
солидарности личности с оценками и задачами коллектива. Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. (Масковиси).Соответственно М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор)