Общее представление о характере. Основные типологии характера и его акцентуации. Развитие характера.
Характер (греч. charakter - черта особенность) – совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими. Характер является устойчивой структурой. Его изменения возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни или в условиях длительных, угрожающих жизни событий. Типологии характера разработаны в рамках клинической психологии.Типология К. Леонгарда. Основанием классификации является стиль общения. Выделено 12 типов:1) гипертимный (высокая контактность и повышенное настроение и пр.);2) дистимный (низкая контактность и пониженное настроение и пр.);3) циклоцдный (частая смена настроения и меры общения)4) возбудимый (низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций и пр.);5) застревающий (умеренная общительность, занудливость 6) педантичный (скорее пассивен, чем активен в общении, чрезмерная любовь к порядку и пр.);
7) тревожный (низкая контактность, робость, минорное настроение и пр.);8) эмотивный (узкий круг общения, где хорошо контактируют 9) демонстративный (легкость в контактах, склонность к демонстрации и лидерству и пр.);
10) экзальтированный (высокая контактность,
словоохотливость11) жстравертированный (высокая контактность, обращенность вовне и пр.);
12) интровертированный (низкая контактность, обращенность внутрь себя и пр.). Существуют еще аналогичные типологии (А.Е. Личко - 10 типов
для подростков и др.).
Типология социальных характеров Х.Э. Фромма. выделил две основные группы социальных характеров: 1)неплодотворные, 2) плодотворные.
Неправильное воспитание ведет к развитию определенных акцентуаций. Характер истерический- повышенная эмоциональность и впечатлительность,
жажда признания, аффективно-мотивационная лабильность
Лабильность (лат. labilis - подвижный, нестойкий). Нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных проявлений.
Характер шизоидный - ориентация на внутренние ощущения и переживания,замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспособность переживать яркие эмоции
Характер эпилептоидный- эмоциональная ригидность, склонность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность следовать нормам.
Характер психостенический- застенчивость, смущение, нерешительность, робость, мнительность и пр.
Характер астенический - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмотивность и др.
Характер паранойяльный - чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др.
Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.
Черты характера формируются на трех уровнях: физиологическом(на основе темперамента), социальном (под влиянием социума)и на уровне сознания (сам формирует характер).
Сензитивный период становления характера - возраст 2-3 до 9 лет.Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные
им, и определяются тем, как мать общается с ребенком.
Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие,аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера,проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера- компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера,а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренческие.К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни,но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек
становится творцом своего характера в результате самовоспитания.