Психология пед деятельности: понятие, структура, функции. Пед способности.
Педагогическая деят-ть представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. пять уровней продуктивности педагогической деятельности:(Кузьмина) I — (минимальный) репродуктивный; II — (низкий) адаптивный; г умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.III — (средний) локально моделирующий; IV — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; продуктивный.V — (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся;высокопродуктивный»все пед функцииразделяются на две группы — целеполагающие и организационно-структурные. В первую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции. 2.организационно-структурных —входящих в нее конструктивной, организаторской,. Коммуникативная функция Гностическая (исследовательская) функция Самодостаточный учитель может определить, какие способности ему целесообразно вырабатывать и постоянно совершенствовать. способности - индивидуально-психологическое свойство личности, являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности. Педагогические способности - это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения. Конструктивные способности - это способности проектировать личность ребенка и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности - способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям. Коммуникативные способности - это способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю
Основные понятия психологии обучения. Теории обучения и их психол основания.
Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.
В рамках традиционного подхода, при котором целью обучения ставилось формирование знаний, умений и навыков, доминировал анализ отдельных элементов учения. Как правило, учебная деятельность рассматривалась на результативном уровне, в абстрагировании от субъекта и объекта деятельности. Ученик воспринимался как формальная фигура, «приемник и накопитель» информации, передаваемой в виде знаний, умений и навыков.Современная ситуация диктует новые требования. Тезис «научить знаниям» заменен тезисом «научить получать знания». В психологии современный прогрессивный взгляд на обучение реализуется в двух взаимодополняющих друг друга подходах: деятельностном и системогенетическом.
ДеятелъностныйОсновоположником деятельностного подхода является Л.С. Выготский.
- единицей рассмотрения учебной деятельности является действие. -Основным психологическим механизмом учебной деятельности является интериоризация.-Оценка уровня развития, т.е. эффективности процесса учения проходит на результативном уровне.-Формирование личности идет за счет воспитания, «социализации» Второй подход, системогенетический, сформировался в рамках общей концепции изучения психики человека. В.Д. Шадрикова в ходе учения у ученика формируется ряд иерархически связанных уровней, представляющих систему учебной деятельности. Таких уровней можно выделить шесть:Личностно-мотивационный.Компонентно-целевой. Структурно-функциональный. Информационный. Психофизиологический Индивидуально-психологический.
Основные положения системогенетического подхода, заключаются в следующем:
- раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне;
- формирование в ходе деятельности учения системы способностей. Наличие определенного уровня одаренности у каждого ребенка;
- индивидуально-личностный подход к ребенку
Группа «формирующих» теорий.Теория П.Я. Гальперина. в основе которой лежит учебное действие, является теория «поэтапного формирования умственного действия», В данной теории развитие интеллекта связано с целенаправленной системой действий и операций. В результате формирования всех 3-х подсистем(ориентировки, инетриоризации, контроля) происходит субъективное задание оптимальных условий для построения умственного действия. Группа «интеллектуальных» теорий объединяет в себе концепции, технологии, модели, основой которых является формирование интеллектуального опыта ребенка, развитие мышления. теория В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина Каждому возрастному периоду соответствует особая ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в личности. Группа «личностных» теорий. Современная практика обучения требует ставить в центр деятельности личность ученика.. Это направление носит название гуманистического. модель организации учебно-воспитательного процесса, предложенная Ш.А. Амонашвили.в основе тезис о сочетании учебного опыта ребенка с формированием его нравственных установок. Теория А.М. Матюшкина. В основе теории проблемного обучения лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий.Одна из современных теорий, основанная на работах В.М. Бехтерева и строящаяся на использовании эмоциональных механизмов некритичного восприятия информации. Суггестопедия - обучение методом погружения, внушения. В основе данной теории лежит разработка активного метода обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Вальдорфская школа Р. Штайнера. Вальдорфская школа относится к альтернативным технологиям обучения, основная задача которых заключается в предоставлении ребенку условий для самовоспитания и самообучения.