Активность личности. Потребности, их хар-ка и классификация. Мотивы, их виды и функции.
Активность личности –способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве, волевых актах и общении. Её интегральная характеристика – активная жизненная позиция.
Мотивы и потребности являются операционально-техническими аспектами деятельности. Потребность – это исходная форма активности живых организмов.
Потребность –напряженное состояние психики, отражающее актуальную нужду, которая должна быть реализована и обеспечивает жизнедеятельность личности.Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета.Потребности могут быть: 1) биологические (органические); 2) социальные – начинают проявляться в раннем возрасте и сохраняются на протяжении жизни.Можно выделить 2 этапа в процессе развития каждой потребности:1 этап: период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность.
2 этап: после встречи с предметом потребности.
На 1 этапе потребность от субъекта скрыта, «не расшифрована», человек испытывает напряжение, не отдавая себе отчет, чем это состояние вызвано, происходит поисковая деятельность, до узнавания предмета потребности. Процесс узнавания называется опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рождается мотив.
Мотиви определяется как предмет потребности.
Мотив – это побуждение к активности связанная с удовлетворением потребности. С появлением мотива поведение получает свое направление, т.к. мотив – это то, ради чего совершается действие. деятельность – это совокупность действий, вызванных одним мотивом. Деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива, она может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Но в них один из мотивов является 1) ведущим, а другие 2) второстепенными – дополнительно стимулирующими данную деятельность.
Мотивы порождают действия путем формирования цели. Если мотив имеет высокую степень осознания, то приобретают вид цели. Цель – это высоко осознанный мотив.
Но до определенного возраста любые мотивы являются неосознанными.
Мотивация– её составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Классификация мотивов:
Осознанные – субъект отдает отчет в том, что побуждает его к активности. Имеет форму:
Биологические – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности.
Социальные – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.
9. Сенсорные процессы. Клас-я видов ощущений и их хар-ка. Проблема измерения ощущений.
Понятие об ощущении
С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. ощущение -психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета и явлений материального мира, а так же внутреннего состояния организма при непосредственных воздействиях материальных раздражителей на соотв-й раздражитель. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецепторы, в энергию нервных процессов. Раздражители, раздражение, возбуждение.Т.о. ощущение является чувственным отображением объективной реальности. классификация по модальности. Основана на специфичности органов чувств.
Согласно этой классификации ощущения делятся на:1)зрительные;2)слуховые;3)кожные ( тактильн, температурные, болевые);4)кинестетические (ощущения движения отдельных частей тела) – помогают человеку без помощи зрения определять положение тела в пространстве.5)Вестибулярные (ощущения равновесия);6)Обоняние – обеспечивает человека информацией о наличие и концентрации в воздухе химических веществ;7)Вкусовые)
Свойства ощущений:
1)качество(модальность или субмодальность);2)интенсивность;3)пространственная и временная структура
Качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные ощущения разделяются по цветовому фону, его насыщенности и т.п.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.
1) для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т.д.
2) для слуха – громкости, высоты, тембра звука
3) для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли