Задачи педагогического общения
Педагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка, предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но перегруженны, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
> взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
> взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
> мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
> взаимодействие и организация совместной деятельности;
> разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
> взаимная удовлетворенность участников общения.
Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения — по задачам, по средствам, по результату.
Педагогический такт и его структура
Педагогический такт в широком понимании — это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный в данных обстоятельствах способ воспитательного влияния. Тактичный учитель не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов, но и умело, разумно ими пользуется.
И. В. Страхов утверждает, что по своей психолого-псдагогичсской характеристике педагогический такт представляет собой сложное явление.
И. В. Страхов исследовал индивидуальные особенности проявления педагогического такта и выявил его индивидуальные различия.
1. Индивидуальные особенности интеллектуальной основы педагогического такта. Тонкости наблюдательности, се познавательная углубленность влияют на педагогическую эффективность такта, а также индивидуальные различия образов памяти, воображения и осмысление учителем способов воспитательного влияния па учеников.
2. Индивидуальные различия речевой культуры учителя. Речевые средства воздействия должны быть подчинены решаемой педагогической задаче; отбор и применение этих средств необходимо соотнести с особенностями личности школьника, его подготовкой и психическим состоянием.
3. Различия в характерологической основе. Особенности педагогического такта зависят также от многосторонности развития волевых и эмоциональных свойств характера и различий в состояниях учителя на уроках.
4. Типологические особенности темперамента учителя. Темперамент выражается в эмоционально-динамических особенностях поведения.
5. Индивидуальные различия проявляются в уровне развития педагогического такта. Высокий уровень выражается в глубине воспитательного влияния на личность и коллектив школьников.
6. Значительные индивидуальные различия такта выражаются в его творческом характере. Открытие учителем новых оригинальных методов и приемов воспитательного воздействия существенно отличает такт учителя от однообразия приемов воспитательного воздействия.
Критерии успешности
Деятельности педагогического
Коллектива
Обучаемость школьников |
Воспитанность школьников |
Профессиональная квалификация |
Личностное caмocoвepшeнcтвoвaниe педагогов |
Способность оперативно решать возникающие проблемы |
В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности.
Отношения, которые складываются между учителями, можно условно разделить на официальные и неофициальные.
Первые — общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив.
Вторые — сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями.
Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обучаемость школьников,
их воспитанность,
способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация
и личностное самосовершенствование педагогов.
Условия установления