Предмет, методы и структура педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, требующих решения.
Первая одна из важнейших в развитии детей, проблема сснзитивиых периодов в жизни ребенка.
Она состоит в том, что, во-первых,известны не все сснзитивные периоды развития, во-вторых, в жизни каждого ребенка эти периоды индивидуально своеобразны.
Вторая проблема касается связи, существующей между педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка? Как связаны между собой биологическое созревание, обучение и развитие ребенка?
Третья проблема — общее и возрастное сочетание обучения и воспитания.Каждый возраст открывает свои возможности развития, но одинаковы ли они для всех детей? Как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе педагогические воздействия, стимулирующие развитие?
Четвертая проблема — системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий,состоящая в том, что развитие ребенка как прогрессивное преобразование каждого психического свойства происходит самостоятельно, но каждое из них влияет на становление других свойств и зависит от них.
Пятая, не менее важная проблема, — связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик ребенка,т. е. как генотип и среда воздействуют на психологическое развитие ребенка.
Шестая проблема — психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению. Это означает:
> наличие у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
> личный уровень развития ребенка;
> достижение интеллектуальной и личностной зрелости.
Важна и проблема педагогической запущенности ребенка(неспособность ребенка к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию).
Восьмая проблема — обеспечение индивидуализации обучения.Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей и применение к ним педагогических воздействий, адекватных индивидуальным особенностям.
Последняя из нашего списка — это проблема социальной адаптации и реабилитации. Социальная адаптация— приспособление детей, не готовых к жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними. Социальная реабилитация— это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться во взаимодействии с окружающими людьми.
Логика психологического изучения
Личности школьника и коллектива
Школьного класса
В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в достоверной психологической информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и психологическая диагностика личности и коллектива.
Получение психологической информации, т. е. логика изучения психологических свойств личности и коллектива, требует придерживаться следующей последовательности этапов:
> определение базовых и рабочих понятий;
> выделение основных свойств (структурных компонентов) понятий, доступных непосредственному измерению;
> постановка задач исследования;
> подбор методик исследования;
> анализ и интерпретация полученных данных.
Итогом психологической диагностики должна быть информация о психологических ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива как основы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.
Изучение личности школьника.Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом.
Однако чем больше характеристик изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем российского психолога Г. И. Россолимо.
На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку.
На самом деле и процедура изучения личности, и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.
Изучение коллектива школьного класса.Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности.
Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.
В качестве основной методики изучения уровня развития класса предлагается «Карта-схема психолого-педагогичсской характеристики группы школьников». Она требует изучать группу в «совокупности множества различных отношений», во взаимозависимости всех сторон, требует «объективности рассмотрения» группового явления.