Социальная психология, психология общения.
Уч.год
Общие основы психологии
1. Психология как наука: предмет, задачи, методы психологии. Отрасли психологии, ее место в системе наук.
2. Характеристика ощущения и восприятия.
3. Общая характеристика внимания и памяти.
4. Общая характеристика мышления и воображения.
5. Эмоции и чувства как отражение отношения человека к окружающему миру.
6. Воля как регулятор поведения и деятельности человека.
7. Понятие о личности в психологии. Теории личности.
8. Общее понятие о темпераменте. Характер, его структура и проявления.
9. Способности как индивидуально-психологические особенности личности.
Возрастная психология
1. Сущность, закономерности, условия психического развития ребенка в онтогенезе.
2. Общая характеристика периода новорожденности и младенчества.
3. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
4. Психическое развитие дошкольника.
5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
6. Особенности познавательного развития ребенка младшего школьного возраста.
7. Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.
8. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
9. Психологические особенности подросткового периода.
10. Особенности познавательного развития в юношеском возрасте.
11. Особенности личностного развития в юношеском возрасте.
12. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
Педагогическая психология.
1. Общая характеристика процесса обучения.
2. Основные направления современного обучения.
3. Психологические основы воспитания как фактора формирования личности.
4. Психология педагогической деятельности.
Социальная психология, психология общения.
1. Общение как социально-психологическое явление.
2. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.
3. Группа как социально-психологический феномен.
4. Социализация личности.
5. Лидерство и руководство как групповые социально-психологические процессы.
6. Природа конфликтов и пути их разрешения.
Программа итоговой государственной аттестации студентов по психологии (специальность 050303 «Иностранный язык»)
Уч.год
Общие основы психологии
Психология как наука: предмет, задачи, методы психологии.
Становление психологии как науки. Этапы развития психологии: донаучный, философский, собственно научный. Предмет психологии. Понятие «психика». Сознательное и бессознательное в психике. Отличие психики человека от психики животных.
Предмет изучения общей, возрастной, педагогической, социальной, специальной психологии. Связь психологии с анатомией, физиологией, философией, педагогикой.
Исследовательские методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, проективные методы.
Характеристика ощущения и восприятия.
Определение ощущения. Природа и значение ощущений. Анатомо-физиологическая основа ощущений. Виды ощущений – по ведущему анализатору; по расположению рецепторов. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Интермодальные ощущения. Феномен компенсации.
Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность и осмысленность, целостность, избирательность, апперцепция, константность восприятия. Виды восприятий – по ведущему анализатору; по объекту восприятия; по целенаправленности процесса восприятия. Наблюдение как целенаправленное преднамеренное восприятие. Наблюдательность. Иллюзии восприятия.
Общая характеристика внимания и памяти.
Определение внимания. Физиологические основы внимания (по И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому). Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. Индивидуальные особенности внимания.
Определение памяти. Значение памяти в психической жизни человека. Виды памяти – по характеру психической активности, по длительности сохранения материала, по характеру целей деятельности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Приемы запоминания и способы воспроизведения материала. Закономерности памяти. Индивидуальные различия памяти.
Возрастная психология
Педагогическая психология.
Социализация личности.
Понятие социализации как «двухстороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (Г.М.Андреева).Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности.
Стихийная и целенаправленная социализация. Стадии социализации (по Г.М. Андреевой): дотрудовая, трудовая, послетрудовая; их характеристика.
Стадии развития личности в процессе социализации (по А.В. Петровскому): адаптация, индивидуализация, интеграция.
Социально- психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, имитация, социальная фасилитация, социальная ингибиция и др.
Институты социализации: семья, школа, производственная группа.
Роль образовательного учреждения в процессе социализации ребенка.
Уч.год
Общие основы психологии
1. Психология как наука: предмет, задачи, методы психологии. Отрасли психологии, ее место в системе наук.
2. Характеристика ощущения и восприятия.
3. Общая характеристика внимания и памяти.
4. Общая характеристика мышления и воображения.
5. Эмоции и чувства как отражение отношения человека к окружающему миру.
6. Воля как регулятор поведения и деятельности человека.
7. Понятие о личности в психологии. Теории личности.
8. Общее понятие о темпераменте. Характер, его структура и проявления.
9. Способности как индивидуально-психологические особенности личности.
Возрастная психология
1. Сущность, закономерности, условия психического развития ребенка в онтогенезе.
2. Общая характеристика периода новорожденности и младенчества.
3. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
4. Психическое развитие дошкольника.
5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
6. Особенности познавательного развития ребенка младшего школьного возраста.
7. Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.
8. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
9. Психологические особенности подросткового периода.
10. Особенности познавательного развития в юношеском возрасте.
11. Особенности личностного развития в юношеском возрасте.
12. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
Педагогическая психология.
1. Общая характеристика процесса обучения.
2. Основные направления современного обучения.
3. Психологические основы воспитания как фактора формирования личности.
4. Психология педагогической деятельности.
Социальная психология, психология общения.
1. Общение как социально-психологическое явление.
2. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.
3. Группа как социально-психологический феномен.
4. Социализация личности.
5. Лидерство и руководство как групповые социально-психологические процессы.
6. Природа конфликтов и пути их разрешения.
Программа итоговой государственной аттестации студентов по психологии (специальность 050303 «Иностранный язык»)
Уч.год
Общие основы психологии