Проблема способностей в отечественной психологии.
Можно выделить два смысла самого термина способности: способности как природные дарования (в плане различия), и способности как индивидуальные психологические возможности.
К первому смыслу термина относится определение советского психолога, основателя школы дифференциальной психологии – Б.М. Теплова – рассматривающего способности, прежде всего, как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого».
Ко второму смыслу термина относится понимание А.Н. Леонтьева (советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии) – «способности как человеческие окультуренные функции».
Ряд авторов рассматривают способности в широком личностном плане (Ананьев, Ковалев, Платонов), не делая разрыва между способнз0стями и свойствами личности. Некоторые авторы, например, В.А. Крутецкий, выделяют способности в широком смысле слова (комплекс необходимых свойств личности, касающихся как интеллектуальной, так и эмоциональной и волевой сфер, обеспечивающих пригодность или готовность к деятельности) и, собственно, способности (исходя из психических процессов).
Также в изучении способностей можно выделить (условно) несколько исследовательских направлений: «личностный подход» (способности – это совокупность свойств личности), « деятельностный подход» (способности рассматриваются как некоторые психические новообразования, которые возникают в индивидуальной деятельности) и «психофизиологическое направление» (связывает способности с особенностями нервной системы).
18. Теория способностей В.Д. Шадрикова.
Шадриков помечает, что сама способность выражает свойство или множество свойств объекта (вещи), которые проявляются в процессе функционирования. Например, «топор способен рубить дерево» и т.д. Иными словами, способность – это функциональное свойство, проявляющееся в ходе взаимодействия, функционирования системы.
Следовательно, психическая способность – это свойство нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего мира: это способность ощущать, воспринимать, мыслить и т.д.
Способности можно определить как свойство функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности.
Способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: 1е – свойство функциональных систем, 2е – свойство компонентов этих систем.
Таким образом, концепция способностей Шадрикова раскрывает сущность способностей и задатков, как психологических понятий.
19. Эмоциональная сфера личности.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Характеристики:
Валентность (тон).
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными.
Интенсивность.
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления.
Стеничность.
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. — сила) и астенические (от др.-греч. — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Содержание.
Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге - "мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим"), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями, где было выявлено, что физиологические реакции вторичны (сначала печаль, потом слезы).
Мимическая обратная связь.
Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика вызывает появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.
Эмоции и стресс.
Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.