Сплоченность в группе и ее последствия. Психологический климат.
Вопросы:
1. Каковы характеристики групповой сплоченности?
2. Полезна или вредна сплоченность для развития группы?
3. Как групповая сплоченность влияет на личность в группе?
4. Как можно повысить групповую сплоченность?
5. В каких случаях групповая сплоченность наносит вред деятельности группы?
6. Каковы признаки благоприятного и противоречивого психологического климата?
Доклады: Психологический климат и его значение для развития коллектива.
Концепция коллектива А.В. Петровского.
2. Практическая часть:
Психодиагностика: «Определение уровня групповой сплоченности»
«Психологический климат в коллективе»
! контрольное тестирование
Семинар № 5 Психология общения.
План занятия
1. Теоретическая часть:
Трудности человеческого и делового общения.
Вопросы:
1. Как можно преодолеть коммуникативные барьеры?
2. Укажите принципы эффективной коммуникации.
3. Какие существуют типы коммуникативных процессов?
4. Как можно ослабить действие фильтров “доверие” и “недоверие” в группе?
5. Назовите основные помехи в деловом общении.
6. Назовите недостатки рефлексии.
Доклады: Общение как социально-психологический феномен.
Культурные различия в коммуникативных процессах.
Особенности невербальной коммуникации.
Вопросы:
1. Что представляет сбой невербальная коммуникация?
2. Какие невербальные сигналы искусственно повышают статус собеседника (руководителя)?
3. Каковы жесты собственнических и территориальных претензий?
4. Какие невербальные сигналы помогают распознать откровенность или лживость собеседника?
5. Назовите наиболее типичные позы и жесты руководителя и опишите их значение.
Доклады: Коммуникативные свойства личности.
Особенности невербальной коммуникации у различных народов.
Стереотипизация и ее последствия. Ломка стереотипов.
Вопросы:
1. Какова природа стереотипов и предрассудков?
2. Назовите известные Вам профессиональные стереотипы и предрассудки.
3. Какие стереотипы влияют на восприятие нового члена группы?
4. Как можно преодолеть стереотипность восприятия?
5. Каковы условия и последствия ломки стереотипов?
Доклады: Гендерные и профессиональные стереотипы: причины ипоследствия.
Соотношение этнических и профессиональных стереотипов.
2. Практическая часть:
Психодиагностика: тест «Коммуникативных умений»
«Оценка уровня общительности»
Семинар № 6 Психология интимно-личностного общения.
План занятия
1. Теоретическая часть:
Основные проблемы исследования психологии интимно–личностного общения.
Вопросы:
1. Что представляет собой межличностная аттракция?
2. Чем определяется выбор партнера в интимно-личностном общении?
3. Как социальные стереотипы влияют на характер отношений между людьми в интимно-личностном общении?
Дружба. Привязанность. Любовь.
Вопросы:
1. Что представляет собой дружба? Какие причины способствуют ее развитию?
2. Что представляет собой привязанность?
3. Чем привязанность отличается от любви?
4. Чем определяется способность любить?
5. Как формируется образ будущего супруга (супруги)?
Доклады: Любовь как форма человеческих отношений. Виды любви в психологии.
Стереотип физической привлекательности партнера.
Проблемы интимно-личностного общения и методы их разрешения.
Вопросы:
1. Каковы психологические причины ссор между близкими людьми?
2. Раскройте феномен притяжения противоположностей.
3. Какова природа ревности в супружеской паре?
4. Назовите факторы, являющиеся причинами разводов.
5. Как избежать ошибок при выборе партнера в личном общении?
Доклад: Каковы психологические причины конфликтов в семье.
2. Практическая часть:
Тренинг.
! КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Семинар № 7. Конфликты в группе.
План занятия:
1. Теоретическая часть:
Основные факторы, способствующие конфликтности в группе.
Вопросы:
1. С чего начинается конфликт?
2. Укажите наиболее типичные конфликтогены в рабочей группы.
3. Что такое конфликтный инцидент?
4. Чем характеризуется конфликтная личность? Как нейтрализовать ее разрушающее воздействие на отношения в коллективе?
Доклад: Способы оптимизации межгруппового взаимодействия.