Уровни иерархии мозговых процессов. Патопсихологические симптомокомплексы
Понятие симптома, синдрома, нозологической единицы в клинике. Уровни иерархии мозговых процессов. (патобиологический, физиологический, пато- и нейропсихологический, психопатологический). Различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами. Понятие о регистр-синдромах – патопсихологических симптомокомплексах (шизофренический, аффективно-эндогенный, олигофренический, экзогенно-органический, эндогенно-органический, личностно-аномальный, психогенно-психотический, психогенно-невротический).
Патоформирующие и патопротекторные факторы развития психических расстройств
Определение патоформирующих и патопротекторных факторов. Этиопатогенетические механизмы психических расстройств. Основные зарубежные и отечественные представления о механизмах психологической защиты и копинг-поведении (З.Фройд, А.Фройд, Р. Лазарус, Е.Хэйм, Г. Келлерман, Р.Плутчик, Ф.В.Бассин, Д.Н. Узнадзе). Методы диагностики механизмов психологической защиты и копинг-поведения.
Шизофренический симптомокомплекс
Определение шизофрении, основные клинические проявления, классификация. Понятие шизофренического симптомокомлекса: нарушения мнестико-интеллектуальной деятельности, продуктивные и негативные симптомы, понятие о нейрокогнитивном дефиците. Первый психотический эпизод: особенности тактики диагностики. Патопсихологические методы диагностики нарушений шизофренического спектра.
Аффективно-эндогенный симптомокомплекс
Развитие представлений об аффективных расстройствах, современные данные о механизмах развития аффективных расстройств (патобиологические, физиологические, пато- и нейропсихологические, психопатологические). Понятие аффективно-эндогенного симптомокомп-лекса. Патопсихологические методы диагностики аффективно-эндогенного симптомокомплекса.
Олигофренический, экзогенно-органический, эндогенно-органический симптомокомплексы
Понятие слабоумия, психоорганического синдрома. Врождённое и приобретённое слабоумие. Степени олигофрении их патопсихологическая оценка. Понятие «зоны потенциального развития». Глобарная и лакунарная деменция. Сходство и дифференциация органических симптомокомплексов. Методы патопсихологической диагностики органических симптомокомплексов.
Личностно-аномальный, психогенно-психотический, психогенно-невротический симптомокомлексы
Определение личности. Роль личности в развитии патологии. Основные данные о психопатологии с ведущей ролью личности (психопатии, невротические расстройства, реактивные психозы). Методы исследования личности. Особенности анализа полученных данных исследования личности в процессе экспериментально-психологического исследования при личностно-аномальном, психогенных симптомокомплексах.
Клинический психолог в реабилитационном процессе
Понятие реабилитации. Принципы и этапы реабилитации. Психосоциальная реабилитация и психосоциальная терапия. Групповая работа с психически больными. Психообразование. Тренинги когнитивных и социальных навыков. Семейная терапия. Понятие о стигматизации и самостигматизации. Полипрофессиональная бригада, роль клинического психолога. Методы психологической оценки реабилитационного потенциала, эффективности терапии.
Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) и его основные этапы
Понятие экспериментально-психологического исследования. Направление на ЭПИ. Характеристика предмета и объекта в патопсихологии. Основные принципы построения патопсихологического эксперимента. Формулировка клинической задачи. Знакомство с медицинской документацией. Разработка предварительного плана исследования. Деонтологический аспект деятельности патопсихолога.
Психологический анамнез
Понятие о психологическом анамнезе. Отличие психологического анамнеза от медицинского анамнеза. Основные этапы и методы получения данных психологического анамнеза. Беседа с обследуемым. Способы фиксации полученных данных. Оценка данных психологического анамнеза. Описание в заключение ЭПИ данных психологического анамнеза.