ЗАНЯТИЕ 1. Общие представления о психодиагностике
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАФЕДРЫ
Факультет | Наименование дисциплины | Курс | Семестр | Всего | Практические занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа |
Клинической психологии | Практикум по патопсихологии |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Узловые вопросы дисциплины:
-общая патопсихология;
-частная патопсихология;
4.2. Перечень обязательных практических навыков и умений:
1. Овладение принципами беседы и поведения с психически больными.
2. Написание психологического статуса
3. Составление заключения по данным экспериментально- психологического исследования.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИКУМА ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ
ЗАНЯТИЕ 1. Общие представления о психодиагностике
Учебные вопросы:
1. Краткая история становления психодиагностики.
2. Психодиагностика, как область психологического знания.
3. Взаимосвязь психодиагностики с различными отраслями психологии (общей, возрастной, социальной психологией и др.) и медицины.
4. Исследования нарушений психики в современной отечественной и зарубежной психологии. Основные тенденции.
Цель занятия: дать общие представления о психодиагностики, истории её становления как области научных знаний. Показать взаимосвязь психодиагностики с другими психологическими и медицинскими дисциплинами.
Место проведения: учебная комната, палаты.
Материальное обеспечение: методики для ЭПИ
Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.
Литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 4-10, 47-50.
2. Вольф М. Патопсихология и её методы. – СПб.: Питер, 2004. – стр. 9-13, 22-31, 31-59.
3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 8-51.
ЗАНЯТИЕ 2 Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) и его основные этапы
Учебные вопросы:
1. Понятие об экспериментальном методе и его использование для изучения психопатологических явлений.
2. Области психоневрологической клиники, в которых используется патопсихологический эксперимент.
3. Направление на ЭПИ
4. Характеристика предмета и объекта в патопсихологии.
5. Основные принципы построения патопсихологического эксперимента.
6. Формулировка клинической задачи.
Цель занятия: дать представления об экспериментально-психологическом исследовании. области его использования, а также целях и задачах и основных этапах ЭПИ.
Место проведения: учебная комната, палаты.
Материальное обеспечение: методики для ЭПИ
Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.
Литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – Стр.11-34, 40-46.
2. Вольф М. «Патопсихология и её методы». – СПб.: Питер, 2004. – Стр. 137-153.
3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 304-306, 421-438.
4. Рубенштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в практике. (Практическое руководство) – М.: Апрель – Пресс, Психотерапия, 2007. – Стр. 22-32.
ЗАНЯТИЕ 3. Уровни иерархии мозговых процессов. Понятие симптома и синдрома в патопсихологии.
Учебные вопросы:
1. Понятие симптома и синдрома в патопсихологии.
2. Уровни иерархии мозговых процессов (патобиологический, физиологический, пато- и нейропсихологический, психопатологический).
3. Различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами.
Цель занятия: дать понятия патопсихологического синдрома и его отличие от психопатологического синдрома, обозначить основные регистр синдромы.
Место проведения: учебная комната, палаты.
Материальное обеспечение: методики для ЭПИ
Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.
Литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 34-40
2. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 422-423.
ЗАНЯТИЕ 16. Итоговое.
1. Вопросы и билеты к зачёту практикума по патопсихологии.
Цель занятия: проведение оценки знаний студентов по предмету «практикум по патопсихологии».
Место проведения: учебная комната..
Материальное обеспечение:
Задание на самостоятельную подготовку: Проработать литературу.
Литература:
См. список литературы к практикуму по патопсихологии.
6. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает реферирование литературы по теме с последующей защитой реферата на итоговом занятии, интерпретацию данных экспериментально-психологического исследования и составление заключения.
6.1. ТЕМЫ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. История становления и развития патопсихологии как научной дисциплины.
2. Практические задачи патопсихологии.
3. Экспериментально-психологическое исследование: основные этапы.
4. Теоретико-методологические проблемы патопсихологии.
5. Расстройства восприятия и их исследование в психологическом эксперименте.
6. Расстройства памяти и их исследование в психологическом эксперименте.
7. Расстройства сенсо-моторной сферы и их исследование в психологическом эксперименте.
8. Расстройства эмоционально-волевой сферы и их исследование в психологическом эксперименте.
9. Расстройства мышления и их исследование в психологическом эксперименте.
10. Психометрические методы исследования интеллекта.
11. Личностные опросники: принципы построения, теоретические и методологические основы.
12. Тематический апперцепционный тест.
13. Метод Роршаха.
14. Экспериментально-психологическое исследование в детском и подростковом периоде.
15. Экспериментально-психологическое исследование в геронтологии.
16. Экспериментально-психологическое исследование при пограничных расстройствах.
17. Экспериментально-психологическое исследование при эндогенных заболеваниях.
18. Экспериментально-психологическое исследование при эпилепсии и последствиях ЧМТ.
19. Экспериментально-психологическое исследование при умственной отсталости.
20. Клинический психолог и экспертиза (военная, трудовая, судебная).
21. Деонтологические аспекты при проведении экспериментально-психологического исследования.
22. Роль клинического психолога при работе в бригаде (психиатр, психолог, психотерапевт, соц.работник).
23. Биографический метод в психологическом эксперименте.
24. Симптоматические опросники.
25. Методы исследования протективных факторов (механизмы психологической защиты, копинг-поведение).
26. Интеграция патопсихологии и смежных дисциплин.
27. Принципы выбора психологических методик в процессе планирования исследования.
ОПТИМАЛЬНЫЙ МИНИМУМ УЧЕБНОЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАФЕДРЫ
Факультет | Наименование дисциплины | Курс | Семестр | Всего | Практические занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа |
Клинической психологии | Практикум по патопсихологии |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Узловые вопросы дисциплины:
-общая патопсихология;
-частная патопсихология;
4.2. Перечень обязательных практических навыков и умений:
1. Овладение принципами беседы и поведения с психически больными.
2. Написание психологического статуса
3. Составление заключения по данным экспериментально- психологического исследования.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИКУМА ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ
ЗАНЯТИЕ 1. Общие представления о психодиагностике
Учебные вопросы:
1. Краткая история становления психодиагностики.
2. Психодиагностика, как область психологического знания.
3. Взаимосвязь психодиагностики с различными отраслями психологии (общей, возрастной, социальной психологией и др.) и медицины.
4. Исследования нарушений психики в современной отечественной и зарубежной психологии. Основные тенденции.
Цель занятия: дать общие представления о психодиагностики, истории её становления как области научных знаний. Показать взаимосвязь психодиагностики с другими психологическими и медицинскими дисциплинами.
Место проведения: учебная комната, палаты.
Материальное обеспечение: методики для ЭПИ
Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.
Литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 4-10, 47-50.
2. Вольф М. Патопсихология и её методы. – СПб.: Питер, 2004. – стр. 9-13, 22-31, 31-59.
3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 8-51.