В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие денной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако можно выделить два главных фактора, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействие и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Этими факторами являются:
- Ожидания и представления индивида об организационном окружении и его место в нем;
- Ожидания организации в отношении индивида, его роли и его места в ней
Каждая организация стремиться взять работника обладающего соответствующими квалификационными и личными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.
Ожидания и представления индивида об организации и его месте в ней: - Место в организации
- Выполняемая работа
- Желательное вознаграждение
|
Ожидания организации в отношении индивида, его места и роли в ней: - Квалификационные и личностные характеристики для выполнения роли
- Требуемый результат работы
- Возможное вознаграждение
|
Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации
По своей сути конфликт между ожиданиями индивида и организации носит стратегический характер. Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации можно, создав в организации очень сложную и гибкую систему увязки интересов человека, групп, подразделений и организации в целом.
Основные ожидания индивида;
- Содержание, смысл и значимость работы;
- Оригинальность и творчество работы;
- Увлекательность и интенсивность;
- Степень независимости, права и власть на данной работе;
- Степень ответственности и риска;
- Степень включения работы в более широкий трудовой процесс;
- Безопасность и комфортность работы;
- Признание и поощрение хорошей работы;
- Заработная плата и премия
- Социальная защищенность и другие социальные блага, предоставляемые организацией;
- Гарантия роста и развития;
- Дисциплина и другие нормативные аспекты, регламентирующие поведение на работе;
- Отношения между членами организации;
- Конкретные лица, работающие в организации.
Комбинация этих элементов для каждого индивида различна, на ее формирование влияет множество факторов.
Организация ожидает от человека, что проявит себя:
- Как специалист в данной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
- Как член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
- Как человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
- Как член коллектива способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллективом;
- Как член организации, разделяющий ее ценности;
- Как работник, стремящийся лучше выполнять свои функции;
- Как человек преданный своей организации и готовый вовне отстаивать ее интересы;
- Как исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и должным качеством;
- Как член организации способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
- Как сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и выполняющий распоряжения руководства.
Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а так же степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут различаться в различных организациях.
Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места. Выбор одного их этих двух подходов является предметом стратегического решения, так как он задает основы стратегии управления человеческим потенциалом организации.
Человек подбирается для определенной работы, функции |
Работа или функция подбирается для человека |
Изучение возможностей и стремлений человека |
Закрепление за человеком определенного места |
Определение квалифика- ционных требований |
Подбор работы наиболее соответствующий важностям и месту человека |
Включение человека в группу и закрепление за ним работы в соответствии с задачами группы |
Отбор кандидатов по квалификационным требованиям |
Назначение человека на определенную работу |
Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации
Первый подход исходит из того, что роль является основополагающей в установлении этот соответствия. При втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей. При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации. При втором подходе работа подбирается таким обратом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации. Первый поход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента. Второй подход также имеет практическую реализацию, преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, в последнее время в мировой практике менеджмента наблюдается тенденция к расширению использования, если и не полностью второго подхода, то ряда его идей и элементов практического осуществления.