Принципы построения патопсихологического

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Патопсихологическое обследование детей имеет свою специфику по сравнению с патопсихологическим обследо­ванием взрослых. Чем младше ребенок, тем более важнуюроль играют особенности возрастных проявлений, отража­ющие патологически измененные проявления нормального возрастного развития. Поэтому прежде всего необходимо исследовать те психологические образования, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в пси­хическом развитии ребенка. Именно эти психологические образования особенно насыщены признаками болезненной симптоматики. Так, например, задержка развития речи в младшем дошкольном возрасте, ее специфическое искаже­ние (сохранение автономной речи, неологизмы, аутистическая направленность и т. д.) свойственны для ранней дет­ской шизофрении. В возрасте 4—5 лет признаки этой же бо­лезни будут уже проявляться не в особенностях речи ребенка, а в содержании его ролевой игры, в рисунках, фантазиях. Анализируя продукты этой ведущей для данного возраста деятельности, можно выявить эмоциональные расстройства (страхи, агрессивные тенденции), интеллектуальные нару­шения (патологические ассоциации, неадекватность мыс­лительной деятельности).

Поскольку психика ребенка находится в постоянном раз­витии, в патопсихологической характеристике обследуемо­го всегда следует отличать два вида симптомов: первичные, т. е. непосредственно связанные с вредоносным воздействи­ем (болезнью, травмой и т.д.), и вторичные, являющиеся результатом нарушения развития под влиянием болезнен­ного процесса (текущего либо уже завершившегося). Напри­мер, в младшем школьном возрасте происходит становле­ние логического мышления. У ребенка формируются поня­тия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма. Поражение либо недоразвитие пси­хических функций, не позволяющее освоить необходимую информацию и навыки, приводит к недостаточности (либо задержке) формирования логического мышления, способ­ности к прогнозированию.

Таким образом, исследуя нарушения психической деятель­ности ребенка, необходимо учитывать не только характер на­рушений, но и ту возрастную фазу, в которой отмечалось вре­доносное воздействие, а также влияние этого первичного де­фекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования.

Опираясь на указанные выше принципы, детский патопсихолог решает в ходе исследования психики ребенка та­кие задачи:

• выявляет нарушения психической деятельности и дает им патопсихологическую квалификацию;

• проводит структурный анализ выявленных нарушений, выделяет первичные и вторичные симптомы;

• разрабатывает программу коррекционных мероприя­тий.

Можно выделить два различных подхода к осуществле­нию этой деятельности психологом.

Первый, представленный в основном в работах зарубеж­ных авторов, это проблемный подходк исследованию психи­ки ребенка. При данном подходе психолога интересуют сле­дующие параметры:

1) имеется ли проблема;

2) у кого она выражена в большей степени (так, напри­мер, нарушения поведения могут быть достаточно без­различны для самого школьника, но в то же время могут серьезно беспокоить учителей и родителей);

3) каковы пути решения данной проблемы;

4) выбор оптимального пути решения проблемы, исхо­дя из интересов всех участвующих сторон;

5) осуществление разработанного плана действий.

Источником подобного способа мышления являются опыт, накопленный практикой воспитания, и современные психотерапевтические подходы, такие как позитивная и когнитивная психотерапия. Проблемныйподход является в значительной степени эффективным при решении задач, связанных с нарушениями поведения, негативными лично­стными особенностями подростков и т.д., т. е. когда мала вероятность того, что причиной обращения может быть на­рушение со стороны развития психических процессов. Весь­ма перспективным проблемный подход является при необхо­димости деятельной психологической коррекции. В этом слу­чае он позволяет определиться со сферой приложения усилий психолога, выявить позицию ребенка и других участников проблемной ситуации, наладить отношения сотрудничества.

Достоинство этого подхода— слитность психодиагнос­тики и психокоррекции — обусловило и сложность его при-менения школьным психологом в постсоветских современ­ных условиях. Учитывая уровень квалификации практичес­кого психолога в системе народного образования, его ко­лоссальный объем работы и множество обязанностей, вряд ли можно ожидать от него применения подхода, рассчитан­ного на длительную семейную психотерапию. Наданном этапе развития психологической службы психолог в боль­шей мере занят психодиагностической и консультационной работой. Поэтому, на наш взгляд, более приемлем второй подход — психодиагностический. Основы этого подхода раз­работали в отечественной психологии Л. С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Крук, В.В.Лебединский, А.Е.Личко, С.Я.Рубинштейн и др.

При психодиагностическом подходек исследованию пе­ред детским патопсихологом выдвигаются следующие задачи:

1) подробное исследование функций психических про­цессов и обнаружение имеющихся отклонений;

2) определение возможности улучшения результатов при оказании помощи;

3) диагностика личностных особенностей ребенка;

4) соотнесение полученных результатов с «нормативны­ми» и установление патопсихологического диагноза;

5) определение возможностей оптимизации процесса развития ребенка и путей решения его социальных проблем.

Применение данного подхода целесообразно в случаях решения экспертных вопросов, прежде всего проблем, свя­занных с обучаемостью ребенка и выбором места обучения; в случаях, когда высока вероятность, что у ребенка имеется отклонение в психическом развитии; при необходимости проведения психотренинговых мероприятий; при выясне­нии причин социальной дезадаптации ребенка.

Наши рекомендации