Сущность и функция внимания в психической жизни человека. Дискуссия о природе внимания.
В XIX веке, особенно в конце его, и в начале XX века внимание было в центре психологических исследований. Однако, как известно, в начале XX века в мировой психологической науке усилилась антименталистская тенденция.
В 70-х годах XX века внимание фактически заново открывается в психологии: ему посвящаются симпозиумы, конференции, специальные монографии. Однако определение его сущности остаётся нерешённой проблемой в психологии и до сегодняшнего дня. На протяжении всего периода изучения внимания в психологии сложилась устойчивая тенденция сведения его к какому-либо процессу и фактическое отрицание его как самостоятельного процесса. Логическое завершение этой линии трактовки внимания – в гештальпсихологии, которая просто отрицала существование внимания. Нельзя сказать, что всё это только в прошлом. В современной отечественной психологии по-прежнему преобладает мнение, что внимание представляет собой не самостоятельный психический процесс, а лишь характеристику других психических процессов. Все они направлены на свой объект и в определённой мере сосредоточены на нём. Нельзя воспринимать без внимания к воспринимаемому, запоминать без внимания к запоминаемому и т.д. Внимание сливается с другими психическими процессами; оно составляет их характеристику. Его нельзя рассматривать как отдельную, обособленную форму психики; оно не имеет своего специфического содержания. Можно констатировать, что до сегодняшнего дня в отечественной психологии большинством психологов разделяется представление о внимании как определённой стороне или характеристике всякой активности субъекта (внутренней психической и внешней практической), что отражает фактически отрицание внимания как самостоятельной формы психики.
Вместе с тем, в отечественной психологии была высказана и противоположная точка зрения. Она принадлежит П.Я. Гальперину, который предположил, что внимание, как и другие психические процессы, имеет своё собственное специфическое содержание. Оно есть внутреннее (психическое) действие контроля. Но, в отличие от других действий, которые производят какой-либо продукт, деятельность контроля не имеет отдельного продукта. Она всегда направлена на то, что хотя бы частично уже существует или происходит, создано другими процессами; чтобы контролировать, нужно иметь, что контролировать. В 70-е годы под его руководством было осуществлено экспериментальное исследование, в котором методом формирующего эксперимента была предпринята попытка планомерно, поэтапно сформировать внимание как идеальную, сокращённую, автоматизированную форму контроля.
В современной отечественной психологии большинством исследователей внимание определяется как направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности значение (ситуативное или устойчивое); это сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень психической активности (сенсорно-перцептивной, интеллектуальной, двигательной). Таким образом, благодаря вниманию психические процессы становятся а) избирательными, т.е. направленными на определённые объекты - значимые, т.е. соответствующие потребностям субъекта внимания; б) более активными, что повышает их эффективность.
Функции внимания:
· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
· определяет точность и детализацию восприятия,
· определяет прочность, и избирательность памяти,
· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
· является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
· выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
· для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
· в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
· о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
· внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Внимание и установка.
Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.
Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).
Основные свойства внимания.
Объем внимания. Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
В практической деятельности наше внимание редко обращается на какой-нибудь один элемент. Даже тогда, когда оно обращено на один, но сложный предмет, в этом предмете имеется ряд элементов. При однократном восприятии такого объекта один человек может увидеть больше, а другой меньше элементов.
Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания; чем меньше таких объектов мы схватываем в одном акте восприятия, тем меньше объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая деятельность.
В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая перевести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07 сек.
С помощью специального прибора — тахистоскопа можно предъявить испытуемому на 0,07 сек. таблицу с нарисованными на ней двенадцатью различными фигурами, буквами, словами, предметами и т.п. За этот краткий промежуток времени испытуемый успеет увидеть ясно только некоторые из них. Количество объектов, правильно воспринятых в этих условиях (мгновенное восприятие), и характеризует объем внимания.
Объем внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов и той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или мало понятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объем внимания неопытного, не знающего это дело человека.
Увеличение объема внимания может быть достигнуто в процессе его воспитания путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности, в ходе которой совершенствуется процесс восприятия и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов и ситуаций не изолированно, а группируя их по существенным связям.
Концентрация внимания — это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи). Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы. Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания. Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.
Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей. А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте. Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.
Интенсивность внимания. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре и появлением сонливости, как охранительного торможения.
Физиологически интенсивность внимания обусловливается повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры при одновременности торможения других.
Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.
Большое значение имеет интенсивность внимания учащихся в процессе учебной работы. Добиваясь интенсивного внимания класса, учитель обеспечивает ясное и отчетливое восприятие и мышление у своих учеников, в результате чего получается большая эффективность учебного процесса. Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся приходили на уроки в бодром состоянии, позволяющем им проявить самую высокую степень внимания.
Устойчивость внимания. Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.
Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т. д.
Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оптимального темпа работы: при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объема работы; при чрезмерном объеме заданной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разнообразия работы; однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания; наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.
Колебание внимания. Колебание внимания выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.
Периодичность колебаний внимания может быть хорошо показана в опытах с двойными изображениями. Чертеж на рис.(ниже) изображает одновременно как бы две фигуры: усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выходом в конце. Если с напряженным вниманием смотреть на этот чертеж, мы последовательно, через определенные промежутки времени, будем видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определенные, приблизительно равные промежутки времени.
Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием. Деятельность определенных нервных центров не может продолжаться без перерыва с высокой интенсивностью. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавших клетках ослабевает, возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами. Но так как при работе имеется установка на длительное сохранение внимания именно на данной, а не на другой деятельности, мы тотчас преодолеваем эти отвлечения, как только основные центры, связанные с выполняемой работой, восстановят запас своей энергии.
Распределение —это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.
Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это нужно постоянно, а некоторые профессии требуют непременно распределения внимания (водитель, пилот, учитель). Учитель одновременно следит за классом и дает пояснения. Распределение внимания необходим и школьнику. Например, он слушает объяснения учителя и следит за тем, что он показывает (карту, картину), или слушает и одновременно делает записи.
Умение распределять внимание производится в практической деятельности. Две работы только тогда можно успешно выполнять, если одна из них настолько усвоена или легкая, не требующая сосредоточенной внимания, человек выполняет ее свободно, лишь немного контролирует и регулирует. Часто бывает так, что в центре внимания человека - лишь одна основная Деятельность, а вторая занимает сравнительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на периферии. Следовательно, при распределении внимания она концентрируется в основном на одной деятельности, основой которой является определенный очаг возбуждения в коре больших полушарий, а другая деятельность обеспечивается менее возбудимыми в этот момент участками коры. Учитывая это невозможно распределить внимание между такими видами деятельности, которые требуют участия одних и тех же анализаторов. Например, невозможно быть одинаково внимательным одновременно до двух музыкальных произведений. Трудно быть внимательным к двум видам умственной деятельности.
Трудно распределять внимание, если объекты внимания очень сложны. Успешнее происходит распределение внимания в случае сочетание умственной и моторной деятельности. Основным условием успешного распределения внимания являются высокий уровень усвоения по крайней мере одного вида смежных дальностей.
Распределение внимания зависит от степени ее сосредоточенности. Если один из объектов вызывает глубоко сконцентрированную внимание, ее трудно распределять на другие объекты.
Умение распределять внимание можно развивать, выполняя методически правильно соответствующие упражнения. Способность человека к распределению внимания зависит от ее возраста, уровня развития личности и индивидуальных особенностей.
Свойства внимания следует рассматривать как сложную иерархическую систему. Так, все свойства внимания считают проявлениями сосредоточенности внимания или разделяют на три вида: интенсивность, широту (объем и распределение) и переключатся(единство устойчивости и динамики).