Раздел 1. социально-психологические свойства

ЛИЧНОСТИ

История становления социальной психологии как науки. Развитие психологии в России 19-20вв. Основные направления зарубежной психологии 20в. Методы социально-психологических исследований. Понятие личности. Социально-психологическая структура и характеристики личности. Социально-психологические аспекты социализации.

История становления социальной психологии как науки. Психология социального взаимодействия представляет собой раздел социальной психологии, изучающий психологические аспекты обмена социальными действиями между двумя и более людьми.

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр.psyche –«душа», logos – «понятие», «учение»). С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Однако с развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись. Традиционно психику характеризуют как свойство живой высокоорганизованной материи отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения, деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психический процесс – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психической процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие .

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психическое состояние – это определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), психические свойства (темперамент, характер, способности) и психические состояния человека (аффект, эйфория, апатия, страх, гнев и т.д.) в своей совокупности определяют поведение человека.

Таким образом, психология изучает внутренний мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так выделяют, например, педагогическую психологию, возрастную, инженерную, медицинскую психологию и др.

Социальная психология исследует социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, психологическую совместимость людей, закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп и социально-психологические проявления в больших группах (действие СМИ, моды, слухов на различные общности людей).

В качестве объекта исследования социальной психологии могут выступать: личность, социальная группа (как малая, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Предметом социальной психологии является изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

В истории становления предмета психологии можно выделить несколько этапов.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа).

Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.) душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделение (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений; чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Разум вечен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Аристотель впервые характеризует человека как «политическое животное», существующее и зависящее от общества, государства.

В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

С ХYII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания.

Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленной Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом ХYIII в.

Х.Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг.ХIХ в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В 1879г. в Лейпциге немецкий ученый В.Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Наши рекомендации