Институт экономики и культуры
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Учебно-методический комплекс
по специальности 020400 Психология
для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ
Москва - 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса - овладеть комплексом теоретических знаний, практических умений и навыков в организации и проведении психологической помощи методом психологического консультирования.
2. Задачи курса:
- изучить основные виды, принципы и условия психологического консультирования;
- ознакомить будущих психологов с организацией психологического консультирования, основными формами и его методами проведения;
- уяснить общие вопросы организации работы психологической консультации, структурирования процесса психологического консультирования, технологии изучения психологом-консультантом личности клиента с целью определения возможности самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой;
- привить навыки тестирования в практике психологического консультирования;
- обучить студентов навыкам проведения интервью как основного метода психологического консультирования;
- повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к передаче психологом-консультантом клиенту психологических знаний и умений, освоение которых возможно без специальной психологической подготовки.
3. Место курса в подготовке специалиста.
Преподавание курса «Психологическое консультирование» проводится в тесном соответствии со всем комплексом общепсихологических, социально-психологических и психотерапевтических дисциплин. Оно опирается на знания, полученные обучаемыми по основным разделам дисциплин «Общая психология», «Клиническая психология», «Психология здоровья» и дает студентам возможность получения опыта практической работы с клиентами методами психологического консультирования.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
Обучаемый, изучивший данный курс, должен
иметь представление:
- о консультировании в системе психологической помощи человеку;
- об основных функциях и отличиях консультирования от других видов психологической помощи;
- о теоретико-методологических основах психологического консультирования;
- о личности консультанта;
- о приемах и способах развития профессионально важных качеств психолога-консультанта;
знать:
- историю развития основных подходов к психологическому консультированию;
- виды психологического консультирования;
- отличие консультирования от психотерапии;
- специфику психологического консультирования и отличие его от других видов консультирования;
- основные этапы процесса консультирования;
- механизмы и техники коррекционно-развивающего воздействия консультанта на клиента;
уметь:
- владеть навыками «активного слушания» клиента;
- владеть технологией ведения консультативной беседы;
- определять основные личностные трудности клиентов, при оказании психологической помощи методом психологического консультирования;
иметь опыт (навык):
- организации и осуществления психологической помощи методом психологического консультирования;
- применения методов диагностики личностных трудностей клиентов и членов их семей;
- использования приёмов и способов психологического консультирования.
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
6 семестр | |||||||
Раздел I. Общие проблемы психологического консультирования. | |||||||
Тема № 1. Введение в психологическое консультирование. Сущность, цели, задачи и условия результативности психологического консультирования. | |||||||
Тема № 2.Концепции психологического консультирования. Зарубежные и отечественные подходы к психологическому консультированию. | |||||||
Тема № 3. Личность консультанта. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту в его работе. Этические принципы в психологическом консультировании. | |||||||
Тема № 4. Консультативный контакт. Физические и эмоциональные компоненты консультативного контакта. | |||||||
Тема № 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры. Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентом. | |||||||
Тема № 6. Процесспсихологического консультирования.Динамика психологического консультирования. | |||||||
Тема № 7. Техники психологического консультирования. Позиции «активного слушания». | |||||||
Тема № 8. Мотивы обращения клиентов и членов их семей за психологической консультацией. Структура личностных трудностей. | |||||||
Тема № 9. Особенности консультирования клиентов, работающих в экстремальных условиях и членов их семей. | |||||||
Зачет с оценкой | |||||||
Итого за 6 семестр: | |||||||
7 семестр | |||||||
Раздел II. Специальные проблемы психологического консультирования. | |||||||
Тема № 10. Основные подходы к семейному консультированию. Психологические проблемы семьи. | |||||||
Тема № 11. Преодоление семейных трудностей методами семейного психологического консультирования и психотерапии. | |||||||
Тема № 12. Психологическое консультирование, связанное с проблемами межличностных отношений. | |||||||
Тема № 13. Особенности психологического консультирования подростков. | |||||||
Тема № 14. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком. | |||||||
Зачет без оценки | |||||||
Итого за 7 семестр: | |||||||
8 семестр | |||||||
Тема № 15. Психологическое консультирование по телефону. | |||||||
Тема № 16. Групповое психологическое консультирование. | |||||||
Тема № 17. Тестирование в практике психологического консультирования. | |||||||
Тема № 18. Психогенные заболевания. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья. | |||||||
Итого за 8 семестр: | |||||||
Всего по дисциплине: | |||||||
Экзамен по дисциплине |
Тема № 3. Личность консультанта. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе. Этические принципы в психологическом консультировании.
Общие требования, предъявляемые к психологу-консультанту. Обозов Н.Н. о роли человека в происходящем. Копьев А.Ф. "Диалогический прорыв". Столин ВВ. о принципах работы психолога-консультанта. Личность психолога с точки зрения К. Роджерса, В. Франкла, Р. Мея. Квалификация психолога-консультанта. Специальные личностные качества. Модель профессиональной деятельности практического психолога. Основные качества профессиональной деятельности психолога. Профессиональная подготовка психолога-консультанта и повышение его профессиональной квалификации. Роль личности консультанта в успешном консультировании. Этические принципы в психологическом консультировании.
Тема № 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры. Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентом.
Подготовка к психологическому консультированию. Позиции психолога-консультанта: советчик, помощник, эксперт. Основные процедуры психологического консультирования. Постановка вопросов. Ободрение и успокаивание. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Паузы молчания. Предоставление информации. Интерпретация. Конфронтация. Чувства консультанта и самораскрытие. Возможности других подходов в эффективной психологической консультации.
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
6 семестр | |||||||
Раздел 1. Общие проблемы психологического консультирования. | |||||||
Тема № 1. Введение в психологическое консультирование. Сущность, цели, задачи и условия результативности психологического консультирования. | |||||||
Тема № 2.Концепции психологического консультирования. Зарубежные и отечественные подходы к психологическому консультированию. | |||||||
Тема № 2а. Сущность, цели, задачи, основные принципы психологического консультирования. Отечественные и зарубежные концепции психологического консультирования. | |||||||
Тема № 3. Личность консультанта. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе. Этические принципы в психологическом консультировании. | |||||||
Тема 3а. Личностные особенности психолога-консультанта, требования и этические нормы проведения консультации. | |||||||
Тема № 4. Консультативный контакт. Физические и эмоциональные компоненты консультативного контакта. | |||||||
Тема № 4а. Особенности консультативного контакта. | |||||||
Тема № 4б. Роль физического и эмоционального компонента в консультативном контакте. |
Тема № 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры. Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентом. | |||||||
Тема № 5а. Начало беседы. Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентом. | |||||||
Тема № 6. Процесспсихологического консультирования.Динамика психологической консультации. | |||||||
Тема № 6а. Развитие и динамика психологической консультации. | |||||||
Тема № 7. Техники психологического консультирования. Позиции активного слушания. | |||||||
Тема № 7а Использование психотерапевтических техник в консультировании. | |||||||
Тема № 7б. Позиции «активного слушания». | |||||||
Тема № 8. Мотивы обращения клиентов и членов их семей за психологической консультацией. Структура личностных трудностей. | |||||||
Тема № 8а. Понятие и структура личностных трудностей. | |||||||
Тема № 9. Особенности консультирования клиентов, работающих в экстремальных условиях и членов их семей. | |||||||
Зачет без оценки | |||||||
Итого за 6 семестр: | |||||||
7 семестр | |||||||
Раздел II. Специальные проблемы психологического консультирования. | |||||||
Тема № 10. Основные подходы к семейному консультированию. Психологические проблемы семьи. | |||||||
Тема № 10а. Анализ возникновения и развития психологических проблем семьи. | |||||||
Тема № 11. Преодоление семейных трудностей методами семейного психологического консультирования и психотерапии. | |||||||
Тема № 11а. Методы семейного психологического консультирования и психотерапии. | |||||||
Тема № 12. Психологическое консультирование, связанное с проблемами межличностных отношений. | |||||||
Тема № 12а. Интервью как метод психологического консультирования связанного с проблемами межличностных отношений. | |||||||
Тема № 13. Особенности психологического консультирования подростков. | |||||||
Тема № 13а. Психологическое консультирование подростков. | |||||||
Тема № 14. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком. | |||||||
Тема № 14а. Особенности психологического консультирования при переживании утраты. Беседа с умирающим человеком. | |||||||
Зачет без оценки | |||||||
Итого за 7 семестр: | |||||||
8 семестр | |||||||
Тема № 15. Психологическое консультирование по телефону. | |||||||
Тема № 15а. Особенности психологического консультирования по телефону. | |||||||
Тема № 16. Групповое психологическое консультирование. | |||||||
Тема № 16а. Виды группового психологического консультирования. | |||||||
Тема № 17. Тестирование в практике психологического консультирования. | |||||||
Тема № 17а. Возможности тестирования в практике психологического консультирования. | |||||||
Тема № 18. Психогенные заболевания. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья. | |||||||
Итого за 8 семестр: | |||||||
Всего по дисциплине: | |||||||
Экзамен по дисциплине |
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1
1. Анализ причин нарушений семейных отношений и последствий их проявления.
2. Механизмы психологической защитыв формировании личностных трудностей.
3. Модели психологического консультирования в отечественной школе.
4. Современные представления о консультативном контакте.
5. Гуманистическая психология о взаимодействии личности консультанта и личности клиента.
6. Р. Мей и его взгляд на личность психолога в консультировании.
7. Р. Мей и психологическое консультирование.
8. Сравнительный анализ подходов к психологическому консультированию в трех основных концептуальных направлениях: психоаналитическом, гуманистическом и биховиаральном.
9. Консультативный контакт в психоаналитическом (психодинамическом) направлении – психоанализ З. Фрейда.
10. Консультативный контакт в индивидуальной психологии А. Адлера.
11. Консультативный контакт в рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса.
12. Транзактный анализ Э. Берна и консультативный контакт.
13. Тестирование в практике психологического консультирования.
14. Групповое психологическое консультирование.
15. Психологическое консультирование по телефону.
16. Психологическое консультирование подростков.
17. Психологические проблемы семьи.
18. Личность консультанта.
19. Концепции психологического консультирования.
20. Возникновение, развитие, понимание возможностей психологической помощи методом консультирования в отечественных школах.
21. Логотерапия В. Франкла и ее возможности в психологическом консультировании.
22. Личностно-центрированный подход К. Роджерса.
23. Гештальт- терапевтический подход Ф. Перлза.
24. Психодрама Я. Морено.
25.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ ПО КУРСУ
а) к зачету без оценки по темам № 1-9:
1. Понятие о психологическом консультировании и его предмете.
2. Cущность, цели, задачи, условия психологического консультирования.
3. Виды консультирования и их характеристика.
4. Проблемные ситуации и типы личностных трудностей.
5. Личность психолога-консультанта и требования предъявляемые к нему.
6. Позиции психолога-консультанта во взаимодействии с клиентом.
7. Этические и правовые вопросы психологического консультирования.
8. Cущность и содержание консультативного контакта.
9. Терапевтический климат и его составляющие.
10. Механизм воздействия и использования психотерапевтических техник в консультировании.
11. Правила взаимодействия на вербальном и невербальном уровнях.
12. Организация индивидуальной работы психолога-консультанта.
13. Основные этапы и процедуры психологического консультирования.
14. Стадия установления контакта.
15. Стадия сбора информации и осознания желаемого результата.
16. Перебор гипотез (выборка альтернативного решения).
17. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.
18. Встреча клиента в консультации и начало беседы.
19. Снятие психического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
20. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
21. Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
22. Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения.
23. Интервью как основной метод психологического консультирования.
24. Позиции активного слушания.
25. Выделение проблемы, определение отношения к ней клиента.
26. Помощь в выработке, принятии и реализации решения.
27. Результативность психологического консультирования.
28. К.Роджерс о принципах психологического консультирования.
29. В.Франкл о личности психолога.
30. Вклад Р.Мея в развитие теории и практики психологического консультирования.
31. Мотивы обращения клиентов и членов их семей за психологической консультацией.
б) к зачету без оценки по темам № 10-14:
1. Основные вопросы семейного консультирования.
2. Психологические семейные проблемы, их основная характеристика.
3. Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношения с будущим супругом.
4. Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.
5. Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношения супругов с их родителями.
6. Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношения с детьми-дошкольниками.
7. Консультирование по решению психолого-педагогических проблем подросткового возраста.
8. Консультирование родителей юношей и девушек.
9. Психологическое консультирование клиентов с личностными трудностями.
10. Консультирование при переживании утраты.
11. Особенности консультирования умирающего.
в) к экзамену по дисциплине:
1. Cущность, цели, задачи, условия психологического консультирования.
2. Виды консультирования и их характеристика.
3. Проблемные ситуации и типы личностных трудностей.
4. Личность психолога-консультанта и требования предъявляемые к нему.
5. Позиции психолога-консультанта во взаимодействии с клиентом.
6. Этические и правовые вопросы психологического консультирования.
7. Сущность и содержание консультативного контакта.
8. Терапевтический климат и его составляющие.
9. Психологическое консультирование по телефону.
10. Психологическое консультирование, связанное с проблемами межличностных отношений.
11. Психологические семейные проблемы, их основная характеристика.
12. Психологическое консультирование по вопросам взаимоотношения с детьми.
13. Консультирование при переживании утраты.
14. Групповое психологическое консультирование.
15. Особенности психологического консультирования при психогенных заболеваниях.
16. Психологическое консультирование при психогенных сердечных заболеваниях.
17. Психологическое консультирование при психогенных нарушениях пищеварения.
18. Психологическое консультирование при изменчивости настроения клиента.
19. Психологическое консультирование при депрессивных состояниях личности.
20. Психологическое консультирование при снижении работоспособности.
21. Психологическое консультирование при бессоннице.
22. Психологическое консультирование при эмоциональных расстройствах (аффекты и стрессы).
23. Цели и задачи тестирования в практике психологического консультирования.
24. Условия и правила применения тестов в психологическом консультировании.
25. Требования, предъявляемые к тестированию в психологическом консультировании.
26. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального психологического консультирования.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература
Основная:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов.-Изд.6-е, перераб и доп.-М.:Академический Проект, 2001.-480с.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование, групповая психотерапия. Учебное пособие для вузов.-М.:Академический Проект; ОППЛ, 2002.-464с.
3. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. 4-е международное издание.-СПб.: Питер, 2001.-464с.
4. Меновщиков В.Ю. Введение в практическое консультирование. 2-е изд., стереотипное.: М.:Смысл, 2000.-109с.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед.вузов: В 3кн.-3-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-632с.
Дополнительная
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
2. Бэйли Р. НЛП-консультирование.-М.:Издательство “КСП +”, 2000. - 320с.
3. Горин С. НЛП: Техники россыпью.-М., Изд-во “КСП +”, 2000. - 560с.
4. Инструменты развития бизнеса: тренинг и колсантинг /Составители Л.Кроль, Е.Пуртова.-Независимая фирма “Класс”, 2001.-464с.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: ТЦ “Сфера”, 2000.-512с.
6. МакЛеннан Нигель. Консультирование для менеджеров. Серия “1000 секретов успеха”. Перевод с английского Пороховник О.- Ростов-на-Дону. “Феникс”, 1997.-512с.
7. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
8. Харитонов А.Н. и др.: Учебник для слушателей и курсантов ВВУЗов.-М.:ВУ, 2001.-324с.
9. Уткин Э.А. Колсантинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Изд-во ЭКСМОС, 1998.-256с.
10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. — Санкт-Петербург: «Питер», 1998.
11. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./Ред. и сост. У.С.Сахакиан. Перевод с англ.-М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-624с.
12. Кори Дж. Теория и практика группового консультирования М-2003.
13. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского/ СПб 2003г
14.Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. Академ. Проект 1999г.
15..Айви А., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство СПб 2001г.
16. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. СПб 2001г
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.
Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей и социальной психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.
Основные требования к лекции:
Содержание:
- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;
- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;
- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;
- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Организация занятия:
- контрольный опрос студентов;
- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;
- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.
Методика проведения:
- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;
- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;
- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;
- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;
- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;
- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.
На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы учебной дисциплины.
Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.
Основные требования к проведению семинара:
Содержание:
- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;
- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;
- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.
Организация занятия:
- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;
- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;
- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.
Методика проведения:
- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;
- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;
- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;
- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;
- культура и техника речи преподавателя;
- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;
- порядок подведения итогов семинара.
Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по психологии, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений права, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих практическое значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический
инструментарий к объектам исследований психологического консультирования.
В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по материалам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.
Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.
На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.
Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.
Методические рекомендации по контролю успеваемости.
Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.
Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:
- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;
- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;
- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.
Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.
Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками