Практическое занятие по теме № 16в. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.

Вопросы для практической отработки:

1. Процедура тестирования, ее возможности и ограничения на примере опросника 16-PF Р.Кеттелла.

2. Анализ результатов деятельности человека как перспективный метод получения психологической информации.

Рекомендуемая литература(для практических занятийпо темам 16а, 16б, 16в)::

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб, 2004.

2. Практикм по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учеб. пособие / Под общ. ред. В.А.Бодрова – М., 2003.

Дополнительная:

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. педагогических уч. заведений: в 3 кн. –3-е изд.- М.: Гуманитарный изд. центр «Владоос» , 2007. Кн.З. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989, Спб., 1999, 2006.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Изд-во «Питер», 2006.

6. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — 2-е изд., дон. — М.: Политиздат, 1989.

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

1. Понятие о методах психологического исследования.

2. История развития взглядов на предмет и методы в психологической науке.

3. Методы психологического анализа психических познавательных процессов.

4. Изучение геометрических иллюзий зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера).

5. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса).

6. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.

7. Направленный ассоциативный эксперимент и его возможности для изучения речевых особенностей.

8. Возможности цепного ассоциативного теста в изучении особенностей речи.

9. Аудирование речи. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя).

10. оценка свойств говорящего с помощью метода «Карта контроля состояния речи».

11. Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала.

12. Психографологические особенности письменной речи.

13. Классификация методов в психологии.

14. Характеристика эмпирических методов психолгического исследования.

15. Исследование воображения и его критериев.

16. Изучение воображения как переработки эмоционально-смыслового опыта.

17. Психология направленности личности и способы ее изучения:

18. Самооценка направленности личности

19. Изучение общей и профессиональной направленности личности.

20. Потребности и методики их изучения.

21. Проективные методики исследования направленности личности:

22. Исследование личности биографическим методом.

23. Использование методики «Обобщение независимых характеристик» в психодиагностике.

24. Способы использования компьютерной психодиагностики.

25. Процедура тестирования – ее возможности и ограничения.

26. Исследование семантических связей в психике человека методом прямого (свободного) ассоциативного теста.

27. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы.

28. Экспериментальное обоснование закона Г. Фехнера.

29. Экспериментальное обоснование закона Э.Вебера.

30. Современные подходы к проблеме метода в психологии.

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТАМ ПО КУРСУ

а) К зачету без оценки за 3-й семестр обучения:

1. Изучение абсолютного порога зрительной чувствительности человека.

2. Опытная оценка абсолютного порога тактильной чувствительности.

3. Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера).

4. Особенности восприятия при активном и пассивном осязании.

5. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов.

6. Измерение объема восприятия.

7. Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости - поленезависимости).

8. Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

9. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур.

10. Исследование наглядно-образного мышления методом двойной стимуляции (Методика Выготского-Сахарова).

11. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма».

12. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.

13. Измерение объема кратковременной памяти.

14. Исследование объема оперативной памяти.

15. Исследование динамики процесса заучивания.

16. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы (Таблицы Шульте).

17. Измерение устойчивости и концентрации внимания (Корректурная проба Бурдона-Анфимова).

18. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.

19. Исследование семантических связей в психике человека методом прямого (свободного) ассоциативного теста.

20. Направленный ассоциативный эксперимент и его возможности для изучения речевых особенностей.

21. Психографологические особенности письменной речи.

22. Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала.

б) К зачету без оценки за 4-й семестр обучения:

1. Исследование математических способностей (Методика решения арифметических задач).

2. Исследование интеллектуальных способностей (Тест Амтхауэра, Прогрессивные матрицы Равена).

3. Исследование социального интеллекта по Гилфорду.

4. Измерение статического и динамического тремора рук.

5. Измерение времени и точности сенсомоторной реакции выбора.

6. Исследования способностей на базе компьютерных психологических программ. Определение технических способностей.

7. Определение способности к педагогической деятельности (методика Е.П. Ильина).

8. Измерение силы мышечного напряжения и статической мышечной выносливости.

9. Экспериментальное исследование творческих способностей.

10. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.

11. Распознавание эмоций по выражению лица в процессе беседы.

12. Самооценка эмоционального состояния.

13. Экспериментальная оценка нервно-психического напряжения с использованием методики Спилбергера-Ханина.

14. Изучение вегетативных проявлений эмоций (методика измерения частоты пульса).

15. Методы управления эмоциональными состояниями человека.

16. Планирование и проведение изучения потребностей.

17. Экспериментальное исследование уровня притязаний (методика Ф. Хоппе).

18. Исследование мотивации достижения и избегания неудач.

19. Планирование контент-аналитического исследования в целях изучения мотивов деятельности органов управления.

20. Методики выявления скрытой мотивации респондента.

21. Определение общей и профессиональной мотивации человека.

22. Планирование исследования волевых качеств на основе методик оценки и самооценки.

23. Физические методы изучения смелости как косвенные способы изучения воли.

24. Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств (Методика А.И.Высоцкого).

25. Методы изучения длительности волевого усилия (Динамометрический метод Ильина Е.П.).

26. Экспериментальное изучение выдержки с помощью методики «Лабиринт» А.И. Высоцкого.

в) К зачету с оценкой по дисциплине:

1. Изучение абсолютного порога зрительной чувствительности человека.

2. Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера).

3. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (методика Е.П. Ильина.

4. Исследование наглядно-образного мышления методом двойной стимуляции (Методика Выготского-Сахарова).

5. Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости - поленезависимости).

6. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма».

7. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.

8. Исследование математических способностей (Методика решения арифметических задач).

9. Исследование интеллектуальных способностей (Тест Амтхауэра).

10. Прогрессивные матрицы Равена и возможности их использования для исследования особенностей образного мышления.

11. Исследование социального интеллекта по Гилфорду.

12. Определение структуры темперамента с использованием опросника Я.Стреляу.

13. Опросник ОСТ В.М. Русалова.

14. Определение структуры темперамента по Г.Айзенку.

15. Комплексная оценка характера человека с использованием опросника 16-PF Р.Кеттелла.

16. Исследование семантических связей в психике человека методом прямого (свободного) ассоциативного теста.

17. Методика незаконченные предложения.

18. Методика «Тематический апперцепционный тест» (ТАТ).

19. Наблюдение как базовый метод психологической практики.

20. Использование метода беседы при проведении психодиагностики и в практике психологического консультирования.

21. Методика «Анализа результатов деятельности человека» как перспективный способ получения психологической информации.

22. Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости - поленезависимости).

23. Измерение устойчивости и концентрации внимания (Корректурная проба Бурдона-Анфимова).

24. Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала.

25. Использование компьютерной техники в ходе психологического исследования. Характеристика и назначение прикладных программ.

26. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.

27. Методы изучения длительности волевого усилия (Динамометрический метод Ильина Е.П.).

28. Исследование мотивации достижения и избегания неудач.

29. Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств (Методика А.И.Высоцкого).

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература

Основная:

1. Общая психология: в 7 т.: уч-к для студ.вузов / под ред. Б.С. Братуся. Т.2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: «Академия», 2007. – 416 с.

2. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 4-е, доп.и переработ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 704 с.

3. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учеб. пособие / Под общ. ред. В.А.Бодрова – М., 2003.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб, 2004.

5. Щёкин Г.В. Визуальная психодиагностика: познай людей по их внешности и поведению: Уч.-метод.пособие.- 3-е изд. – К.: МАУП, 2007. – 616 с.

6. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие/ Под ред. Т.В. Корниловой. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание., объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. – М.: «Добросвет», 2003. -596 с.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968, М., 2000.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982, кн.2, Спб., 2001.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев, 1999.

5. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч. в 6-ти т. М., 1982-1984.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО, 1998.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2007.

8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001.

9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1988.

10. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977 или в изд.: А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1983, т.2.

12. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М. «Наука», 1974.

13. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979, 1998.

14. Общая психология: Курс лекций. Составитель Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. издат. центр «Владос». 2001.

15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. - М.: Международная пед. академия, 1994.

16. Практикум по общей психологии / Под. ред. А.И. Щербакова. - М., Просвещение, 1990.

17. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982, 1999.

18. Психология личности. Тексты. // Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.

19. Психология ощущения и восприятия // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М: ЧеРо. – 1994.

20. Психология памяти // Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, В.Я. Романова.- М., 1998, 2000.

21. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Краткий конспект лекций и методические указания к курсу. - М.: Российское психологическое общество, 1999.

22. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

23. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 или 1993, 1999, 2000 с Грифом Министерства образования РФ.

24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. - М., 1986, т.1

25. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Москва – Томск, 1997.

26. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., «Логос», 1994.

27. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. –СПб: Питер, 2005. – 320 с.

28. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений. – М.Изд.центр «Академия», 2003. – 272 с.

29. Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 509 с.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.

Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей и социальной психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Основные требования к лекции:

Содержание:

- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;

- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;

- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;

- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Организация занятия:

- контрольный опрос студентов;

- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;

- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.

Методика проведения:

- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;

- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;

- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;

- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;

- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;

- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.

На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы общего психологического практикума.

Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.

Основные требования к проведению семинара:

Содержание:

- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;

- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;

- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

Организация занятия:

- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;

- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.

Методика проведения:

- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;

- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;

- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;

- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;

- культура и техника речи преподавателя;

- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;

- порядок подведения итогов семинара.

Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по общему психологическому практикуму, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений права, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих правовое значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований общего психологического практикума.

В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по матери­алам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.

На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.

Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.

Методические рекомендации по контролю успеваемости.

Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.

Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:

- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;

- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;

- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.

Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.

Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.

Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.

Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.

Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.

Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета

На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:

- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);

- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);

- Критерии оценки ответов студентов;

- Зачетные книжки (полностью заполненные);

- Учебные карточки студентов;

- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);

- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;

- Листы письменного или устного ответа.

Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.

Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:

- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.

- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.

- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;

При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.

7.2. Методические указания студентам.

Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание общего психологического практикума.

Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.

В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .

Изучив дисциплину студенты должны:

иметь представление:

- о теоретическом и эмпирическом знании в психологии и его особенностях;

- о системе методов в психологии;

- о типах исследования в различных психологических школах;

- о месте психогенетики в системе психологических знаний;

- о типах исследования в различных психологических школах;

знать:

- классические принципы и методы психологической работы;

- процедуру получения и описания эмпирических данных;

- способы представления, обработки и анализа данных;

- методы психологических измерений, шкалирование, типы шкал;

- теорию психологического эксперимента, результаты наиболее актуальных психологических исследований;

уметь:

- самостоятельно выделять психологические проблемы и формулировать запрос к средствам исследования;

- планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных в условиях деятельности;

- проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений и процессов;

иметь опыт (навык):

- использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми;

- ведения стандартизированной (нестандартизированной) беседы;

- анализа и представления по алгоритмам результатов психологического исследования;

- владения конкретными методами, методиками, планирования эксперимента, различными измерительными процедурами;

- создания психологического и поведенческого портретов личности на основе проведения наблюдения.

Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.

В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,

В процессе самостоятельной работы студенты должны:

· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;

· закрепить наиболее важные разделы;

· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;

· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;

· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.

Основные требования к содержанию реферата

Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).

Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

Наши рекомендации