Тема № 13. Методы исследования характера человека.

История изучения проблемы характера. Характерологические модели Э. Кречмера и У. Шелдона. Характер человека как основа его стабильности, энергии и индивидуальности. Исследование структуры характера. Типы характеров. Э.Фромм о социальных характерах. Методы изучения и оценки характера. Современные теории исследования характера. Изучение акцентуаций характера. Понятие акцентуации личности и характера. Исследовательские концепции К.Леонгарда, А.Е.Личко, Л.Д. Собчик. Типы и разновидности акцентуаций: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, шизоидность, истероидность и др.

Защитные и адаптивные функции характера. Детерминанты формирования характера человека. Типы воспитания и характер. Проблема национального характера. Психодиагностика акцентуаций. Проявление акцентуаций в условиях трудовой деятельности.

Тема № 14. Исследование осознаваемых и бессознательных аспектов поведения человека.

История и актуальные проблемы изучения бессознательной сферы человека, каналы доступа в бессознательное. Процедура работы с тестом Роршаха, интерпретация материалов. Самодиагностика сферы бессознательного с помощью проективного теста “Дом, дерево, человек”, провести интерпретацию результатов. Диагностика с помощью методик “проективный рисунок человека”, “конструктивны рисунок человека с помощью геометрических фигур”, уделить внимание интерпретации результатов. Принципы работы и основы интерпретации теста Сонди. Рассмотреть порядок проведения и анализ результатов методики ТАТ.

Тема № 15. Исследование психологического содержания направленности человека.

Проблема изучения ценностей человека в психологии. Исследования человеческих потребностей и ценностей. Личностная иерархия ценностей человека. Место ценностей в психической активности людей. Механизм усвоения ценностей.

Анализ направленности личности. В процессе планирования и проведения экспериментального исследования использование методик ТЮФ, незаконченные предложения.

Изучение структуры профессиональной направленности личности.

Тема № 16. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.

Наблюдение в системе методов психологического познания. Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод. Экспертный опрос – метод исследования специфических явлений в практике психолога. Анализ результатов деятельности как эффективный способ изучения психики.

Место и роль стандартизированных методов (тестов) в работе психолога-исследователя. Проективные методики как ориентационный метод в психологическом исследовании.

Экспериментальный метод в психологии. Психологические методы и их комплексное применение при изучении отдельного случая в практике.

Проблема подбора адекватных техник и наиболее глубокой и тщательной диагностики исследуемой личности. Подготовка “психологического портрета” испытуемого и описание его “анамнестических” данных. Навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения. Подбор диагностических средств. Обработка и анализ всех полученных данных, соотнесение их с “психологическим портретом” и “анамнезом”, подготовка заключения по проделанной психодиагностической схеме. Формулировка дополнительных гипотез, их эмпирическая проверка с подбором соответствующих методик. Подготовка общего заключения по изучаемому случаю.

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
3 семестр
Раздел I. Психологические измерения. Методы нольмерного, одномерного шкалирования              
Тема № 1. Цели и задачи курса «Общий психологический практикум». Методы психологического исследования и их применение.      
Тема № 1а. Цели и задачи курса «Общий психологический практикум». Методы психологического исследования и их применение.      
Тема № 2а. Психологическое исследование дифференциального порога ощущений.      
Тема № 2б. Психологическое исследование дифференциального порога ощущений.      
Тема № 3а. Экспериментальное изучение феномена восприятия.      
Тема № 4а. Методы исследования процесса мышления.      
Тема № 5а. Методы исследования различных видов памяти.      
Тема № 6а. Экспериментальные исследования внимания.      
Тема № 7а. Методы исследования особенностей речи.      
Тема № 7б. Методы исследования особенностей речи.      
Зачет без оценки        
Итого за 3 семестр:
4 семестр
Раздел II. Экспериментальные исследования в психологии. Методы многомерного шкалирования              
Тема № 8. Методы исследования способностей человека.      
Тема № 8а. Методы исследования способностей человека.      
Тема № 8б. Методы исследования способностей человека.      
Тема № 8в. Методы исследования способностей человека.      
Тема № 9. Методы изучения эмоциональной сферы человека. Управление эмоциональными состояниями человека.      
Тема № 9а. Методы изучения эмоциональной сферы человека. Управление эмоциональными состояниями человека.      
Тема № 9б. Методы изучения эмоциональной сферы человека. Управление эмоциональными состояниями человека.      
Тема № 9в. Методы изучения эмоциональной сферы человека. Управление эмоциональными состояниями человека.      
Тема № 10. Методы исследования мотивационной сферы человека.      
Тема № 10а. Методы исследования мотивационной сферы человека.      
Тема № 10б. Методы исследования мотивационной сферы человека.      
Тема № 11а. Методы исследования волевой регуляции человека.      
Тема № 11б. Методы исследования волевой регуляции человека.      
Зачет без оценки        
Итого за 4 семестр:  
5 семестр
Раздел III. Наблюдение и беседа как основные методы сбора первичной информации              
Тема № 12. Методы исследования темперамента в психологии.      
Тема № 12а. Методы исследования темперамента в психологии.      
Тема № 12б. Методы исследования темперамента в психологии.      
Тема № 13а. Методы исследования характера человека.      
Тема № 13б. Методы исследования характера человека.      
Тема № 14. Исследование осознаваемых и бессознательных аспектов поведения человека.      
Тема № 14а. Исследование осознаваемых и бессознательных аспектов поведения человека.      
Тема № 14б. Исследование осознаваемых и бессознательных аспектов поведения человека.      
Тема № 15а. Исследование психологического содержания направленности человека.      
Тема № 16. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.      
Тема № 16а. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.      
Тема № 16б. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.      
Тема № 16в. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.      
Тема № 16в. Методы комплексного изучения психологических особенностей личности.      
Зачет с оценкой        
Итого за 5 семестр:
Всего по дисциплине:


Наши рекомендации