Тема № 9. Концепции и методы гештальт-терапии.
Сущность взгляда на природу человека и его личностные расстройства в рамках гештальт-терапии. Основные механизмы нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция.
Понятие о фрагментированности личности. Конфликт между «top-dog» и «under-dog». Цель работы с клиентом в рамках гештальт-терапии.
Основные технические процедуры, используемые в гештальт-терапии: диалог с частями собственной личности, совершение кругов, незаконченное дело, проективная игра, выявление противоположного (реверсия), непротивоположного (реверсия).хотерапии. Стадии психосексуального развития и проработка проблем связанных с ними. Упражнения на воображение с использованием процесса проекции, работа с материалом сновидений.
Смысл основных технических процедур используемых в гештальт-терапии.
Тема № 10. Когнитивно-поведенческая концепция психологической помощи.
Основные цели работы с клиентом в рамках поведенчески-ориентированного консультирования. Методологические основы данного направления работы с клиентом.
Функциональный анализ проблемных зон клиентов на начальных этапах работы (СРП-анализ). Особенности сбора информации и источники, используемые для сбора информации. Специфика определения целей консультирования в рамках данного подхода. Основные направления дальнейшей работы с клиентом по достижению этих целей.
Методика систематической десенсибилизации и другие техники десенсибилизации - in vivo (в реальной жизни), контактная десенсибилизация, эмотивное воображение. Репетиции поведения и тренинг ассертивности. Положительные и отрицательные подкрепляющие стимулы. Использование в качестве стимулов элементов триады Роджерса.
Различные формы использования позитивного подкрепления: программы позитивного подкрепления с помощью значимых других, положительное подкрепление альтернативных, несовместимых видов поведения, косвенное подкрепление, опосредованное подкрепление, положительное самоподкрепление. Помощь клиентам в контролировании окружающей среды с помощью диаграмм, удаления из поля зрения соблазняющих предметов.
Использование отрицательных подкрепляющих стимулов: техники «Тайм-аут», самонаказание (например, воображение отрицательных последствий во время совершения какого-либо действия).
Тема № 11. Символдрама.
Кататимное переживание образов и предпосылки его применения. Инструменты воздействия по методу символдрамы. Основные принципы работы и симптоматика, при которой метод эффективен. Этапы использования метода. Стандартные мотивы и их интерпретация: луг, ручей, море, гора, подъем в гору, вид с горы, спуск, крепость, высотный дом, заглянуть во мрак леса.
Тема № 12. Нейролингвистическое программирование.
Основные теоретические положения. Изменение личностной ориентации и организации. Синхронизация с клиентом и техники присоединения. Использование кинестетического якоря. Рефрейминг.
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
6 семестр | |||||||
Тема № 1. Проблемы и принципы изучения концепций и методов психологической помощи. | |||||||
Тема № 2. Классический психоанализ З.Фрейда. | |||||||
Тема № 2а. Теория классического психоанализа З.Фрейда. | |||||||
Тема № 2б. Методы классического психоанализа З.Фрейда | |||||||
Тема № 3. Аналитическая психология К.Г.Юнга. | |||||||
Тема № 3а. Методы аналитической психологии К.-Г. Юнга. | |||||||
Тема № 4. Характерологический анализ К.Хорни. | |||||||
Тема № 4а. Теория характерологического анализа К. Хорни. | |||||||
Тема № 4б. Методы характерологического анализа К.Хорни. | |||||||
Тема № 5. Сущность гуманистической концепции в консультировании. | |||||||
Тема № 6. Клиент-центрированная концепция психологической помощи К.Роджерса. | |||||||
Тема № 6а. Методика клиент-центрированной терапии К.Роджерса. | |||||||
Тема № 7. Экзистенциальный подход И.Ялома и Р.Мея. | |||||||
Тема № 7а. Методика экзистенциальной психотерапии. | |||||||
Тема № 8. Логотерапия В.Франкла. | |||||||
Тема № 8а. Теория логотерапии В.Франкла. | |||||||
Тема № 8б. Методы логотерапии. | |||||||
Тема № 9. Концепции и методы гештальт-терапии. | |||||||
Тема № 9а. Теория гештальт-терапии. | |||||||
Тема № 9б. Методы гештальт-терапии | |||||||
Тема № 10. Когнитивно-поведенческая концепция психологической помощи. | |||||||
Тема № 10а. Теория когнитивно-поведенческой терапии. | |||||||
Тема № 10б. Методы когнитивно-поведенческой терапии. | |||||||
Тема № 11. Символдрама. | |||||||
Тема № 11а. Методы символдрамы. | |||||||
Тема № 12. Нейролингвистическое программирование. | |||||||
Тема № 12а. Методы нейролингвистического программирования. | |||||||
Итого за 6 семестр: | |||||||
Всего по дисциплине: | |||||||
Экзамен по дисциплине |