Особенности личностной сферы
1. Для изучения характера учащегося можно использовать:
Ä Самооценка качеств характера учащимся.
Настойчивый | Ненастойчивый | |
Самостоятельный | Несамостоятельный | |
Аккуратный | Небрежный | |
Организованный | Неорганизованный | |
Трудолюбивый | Ленивый | |
Ответственный | Безответственный | |
Правдивый | Лицемерный | |
Спокойный | Беспокойный |
Выделить наиболее выраженные черты характера____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделить наименее выраженные черты характера____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Особенности эмоциональной сферы
Ä Тест «Диагностика путем самооценки тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности».
Инструкция: использовать в беседе с учащимся, при объяснении пунктов
«Если данное состояние очень подходит к вам, то в качестве ответа ставьте 2, если подходит, но не очень, то 1; если совсем не подходит – 0»
Опросник
1. Я довольно часто не чувствую в себе уверенности.
2. Нередко мне кажется безвыходным такое положение, из которого другой мог бы найти выход
3. Я часто за собой оставляю последнее слово.
4. Мне очень трудно менять привычки
5. Я часто из-за пустяков краснею
6. Неприятности, как правило, сильно расстраивают меня, и я падаю духом
7. Я нередко в разговоре перебиваю собеседника
8. Мне нелегко сразу переключиться на другую проблему, если я целиком был занят предыдущей
9. Мой сон чаще всего беспокоен и прерывист
10. При неприятностях я чаще всего виню в них только самого себя
11. Меня очень легко рассердить
12. Я очень насторожен, когда речь идет о внедрении чего-то нового
13. Я легко впадаю в уныние
14. Просчеты и неудачи меня все равно ничему не учат
15. Я люблю делать замечания другим
16. Меня трудно переубедить
17. Меня всегда волнуют даже воображаемые неприятности
18. Я часто отказываюсь от борьбы
19. Я хотел бы быть авторитетом для окружающих
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
21. Меня всегда пугают трудности
22. Нередко я чувствую себя никому не нужным
23. Мой девиз: или все или ничего
24. Я очень трудно сближаюсь с людьми
25. Я люблю копаться в своих недостатках
26. Иногда у меня бывает состояние отчаяния
27. Если я рассержен, то мне трудно сдержать себя
28. Я всегда сильно переживаю, когда нарушаются мои планы
29. Меня легко убедить
30. Перед трудностями я чаще всего испытываю растерянность
31. Мне не очень нравится давать советы и рекомендации
32. Нередко я все же проявляю упрямство
33. Я весьма мнителен
34. В экстремальных ситуациях я часто веду себя по-детски, пытаясь спрятаться за любое оправдание
35. У меня резкая и порой грубоватая жестикуляция
36. Я неохотно иду на риск
37. Во время ожидания я всегда в дискомфортном состоянии
38. Я уверен, что мой характер неисправим
39. И все же я мстителен
40. Даже незначительное отклонение от моих планов способно вызвать мои отрицательные эмоции
КЛЮЧ:
Тревожность – 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37
Фрустрация – 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
Агрессивность – 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
Ригидность – 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40
Если сумма баллов равна 10, то данная характеристика считается присущей индивида.
Основные характеристики:
Тревожность – состояние повышенного психологического дискомфорта, часто по незначительным поводам. Связана с повышенной чувствительностью, раздражительностью (слабый тип нервной системы, меланхоличный тип).
Проявления:
- неуверенность в себе
- комплекс неполноценности, сосредоточенность на своих недостатках
- самоанализ, самокопание
- занудность при выполнении задания
- повышенное чувство ответственности за порученное дело
- затрудненность в принятии решения по любому вопросу
- беспокойство о возможных неприятностях
- мнительность
- склонность в акцентуации (тревожно-боязливый тип)
- непереносимость ожидания (хождение из угла в угол, верчение ручки, расчески)
- психологический атавизм – чувство защиты спины (в пустом помещении стремление сесть спиной к стене, в пустом вагоне – с краю)
Фрустрация – психологическое состояние, которое возникает. Когда потребности индивида не удовлетворены и на пути к достижению цели встречаются непреодолимые препятствия и трудности.
Проявления:
- депрессия
- попытка снять напряжение путем алкоголя, курения, допинга
- отказ от выполнения действия
- поиск замещающей цели (сорвать зло на другом объекте, поплакаться в «жилетку»)
- отказ от активной деятельности
Агрессивность – повышенная активность, не мотивируемая ситуацией (возможная характеристика холерического темперамента)
Проявления:
- стремление доминировать, лидировать
- стремление властвовать
- стремление конфликтов силовыми методами
Ригидность – психологический консерватизм, негибкость (преобладание инертного типа нервной системы).
Проявления:
- инерционность мышления
- плохая переключаемость внимания
- привязанность в небольшому кругу общения
- тенденция планировать свои действия заранее
- узость интересов, упрямство
- настороженное отношение к новому
- склонность к акцентуации (педантичный тип)
фрустрация | агрессивность | ригидность |
Вывод __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________