Особенности личностной сферы

1. Для изучения характера учащегося можно использовать:

Ä Самооценка качеств характера учащимся.

Настойчивый Ненастойчивый
Самостоятельный Несамостоятельный
Аккуратный Небрежный
Организованный Неорганизованный
Трудолюбивый Ленивый
Ответственный Безответственный
Правдивый Лицемерный
Спокойный Беспокойный

Выделить наиболее выраженные черты характера____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделить наименее выраженные черты характера____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Особенности эмоциональной сферы

Ä Тест «Диагностика путем самооценки тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности».

Инструкция: использовать в беседе с учащимся, при объяснении пунктов

«Если данное состояние очень подходит к вам, то в качестве ответа ставьте 2, если подходит, но не очень, то 1; если совсем не подходит – 0»

Опросник

1. Я довольно часто не чувствую в себе уверенности.

2. Нередко мне кажется безвыходным такое положение, из которого другой мог бы найти выход

3. Я часто за собой оставляю последнее слово.

4. Мне очень трудно менять привычки

5. Я часто из-за пустяков краснею

6. Неприятности, как правило, сильно расстраивают меня, и я падаю духом

7. Я нередко в разговоре перебиваю собеседника

8. Мне нелегко сразу переключиться на другую проблему, если я целиком был занят предыдущей

9. Мой сон чаще всего беспокоен и прерывист

10. При неприятностях я чаще всего виню в них только самого себя

11. Меня очень легко рассердить

12. Я очень насторожен, когда речь идет о внедрении чего-то нового

13. Я легко впадаю в уныние

14. Просчеты и неудачи меня все равно ничему не учат

15. Я люблю делать замечания другим

16. Меня трудно переубедить

17. Меня всегда волнуют даже воображаемые неприятности

18. Я часто отказываюсь от борьбы

19. Я хотел бы быть авторитетом для окружающих

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.

21. Меня всегда пугают трудности

22. Нередко я чувствую себя никому не нужным

23. Мой девиз: или все или ничего

24. Я очень трудно сближаюсь с людьми

25. Я люблю копаться в своих недостатках

26. Иногда у меня бывает состояние отчаяния

27. Если я рассержен, то мне трудно сдержать себя

28. Я всегда сильно переживаю, когда нарушаются мои планы

29. Меня легко убедить

30. Перед трудностями я чаще всего испытываю растерянность

31. Мне не очень нравится давать советы и рекомендации

32. Нередко я все же проявляю упрямство

33. Я весьма мнителен

34. В экстремальных ситуациях я часто веду себя по-детски, пытаясь спрятаться за любое оправдание

35. У меня резкая и порой грубоватая жестикуляция

36. Я неохотно иду на риск

37. Во время ожидания я всегда в дискомфортном состоянии

38. Я уверен, что мой характер неисправим

39. И все же я мстителен

40. Даже незначительное отклонение от моих планов способно вызвать мои отрицательные эмоции

КЛЮЧ:

Тревожность – 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

Фрустрация – 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38

Агрессивность – 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

Ригидность – 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

Если сумма баллов равна 10, то данная характеристика считается присущей индивида.

Основные характеристики:

Тревожность – состояние повышенного психологического дискомфорта, часто по незначительным поводам. Связана с повышенной чувствительностью, раздражительностью (слабый тип нервной системы, меланхоличный тип).

Проявления:

- неуверенность в себе

- комплекс неполноценности, сосредоточенность на своих недостатках

- самоанализ, самокопание

- занудность при выполнении задания

- повышенное чувство ответственности за порученное дело

- затрудненность в принятии решения по любому вопросу

- беспокойство о возможных неприятностях

- мнительность

- склонность в акцентуации (тревожно-боязливый тип)

- непереносимость ожидания (хождение из угла в угол, верчение ручки, расчески)

- психологический атавизм – чувство защиты спины (в пустом помещении стремление сесть спиной к стене, в пустом вагоне – с краю)

Фрустрация – психологическое состояние, которое возникает. Когда потребности индивида не удовлетворены и на пути к достижению цели встречаются непреодолимые препятствия и трудности.

Проявления:

- депрессия

- попытка снять напряжение путем алкоголя, курения, допинга

- отказ от выполнения действия

- поиск замещающей цели (сорвать зло на другом объекте, поплакаться в «жилетку»)

- отказ от активной деятельности

Агрессивность – повышенная активность, не мотивируемая ситуацией (возможная характеристика холерического темперамента)

Проявления:

- стремление доминировать, лидировать

- стремление властвовать

- стремление конфликтов силовыми методами

Ригидность – психологический консерватизм, негибкость (преобладание инертного типа нервной системы).

Проявления:

- инерционность мышления

- плохая переключаемость внимания

- привязанность в небольшому кругу общения

- тенденция планировать свои действия заранее

- узость интересов, упрямство

- настороженное отношение к новому

- склонность к акцентуации (педантичный тип)

фрустрация агрессивность ригидность
     

Вывод __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации