Роль авторитетного педагога».
Б.Т. Лихачев
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психолого-педагогическая практика является важнейшей частью в системе подготовки по специальности 050709 Преподавание в начальных классах.
Психолого-педагогическая практика – это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов внеклассной воспитательной работы при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий воспитания личности учащегося.
Особенность практики состоит в том, чтобы будущий педагог научился:
- работать с учебным материалом, приемам и методам формирования знаний, умений и навыков во внеклассной деятельности,
- развивать творческие способности, раскрывать индивидуальность обучающихся и создавать благоприятный климат в коллективе,
- анализировать и разрабатывать внеклассные мероприятия разнообразной направленности,
-исследовать личность, составлять психолого-педагогическую характеристику и др.
Основная цель психолого-педагогической практики - формирование умений самостоятельно разрабатывать методику внеклассной воспитательной работы. Поэтому содержание практики связано с изучением и анализом существующей учебно-воспитательной документации, опыта учителей начальных классов.
По окончании психолого-педагогической практики студент, будущий педагог должен уметь:
- наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в ГПД, кружке;
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, привлекать или формировать актив, помогать выбирать наиболее эффективные приемы и методы, организовывать контроль и подведение итогов работы);
- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса, ГПД, кружка;
- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные);
- осуществлять методическую рефлексию собственной деятельности, грамотное ведение документации.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА
Ф.И. О. студента ________________________________________________________________________
Группа ____________________________отделение___________________________________________
Методист ______________________________________________________________________________
Место прохождения практики: ____________________________________________________________
Класс _________________________________________________________________________________
Директор школы ________________________________________________________________________
Завуч по учебно-воспитательной работе в начальной школе_________________________________________________________________________________
Школьный психолог ____________________________________________________________________
Классный руководитель __________________________________________________________________
ПОМНИ!
- Приходи не позднее, чем за 15 минут до начала практики.
- Всегда будь вежлив, следи за своим внешним видом.
- Имей дневник, авторучку, карандаш.
- На уроке, внеклассном занятии будь внимателен, следи за ходом и пытайся зафиксировать важные моменты.
- При анализе урока, внеклассного занятия не забудь о педагогическом такте.
- Записи в дневнике веди аккуратно и систематически.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
- овладение студентами умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, группе продленного дня, кружке, с отдельными учащимися;
- накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, руководителя кружка
- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики общеобразовательных учреждений разного типа;
- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- формирование коммуникативных умений, культуры педагогической деятельности, умения осуществлять методическую рефлексию.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ В ХОДЕ ПРАКТИКИ
- знакомятся с учебно-материальной базой образовательного учреждения и документацией, основными направлениями воспитательной работы;
- наблюдают за работой педагогического коллектива, изучают систему работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, руководителя кружка;
- изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность с учетом полученных результатов;
- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;
- проводят организационные мероприятия (организация игровой деятельности на переменах, организация детей для посещения столовой, на прогулки и др. )
- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоровительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);
- принимают участие в подготовке и проведении праздников, утренников, предметных недель, олимпиад, коллективных творческих дел, конференций, КВНов и т.д.
- оформление документации (дневник педагогической практики, психолого-педагогичекая характеристика учащегося и коллектива детей, конспекты внеклассных занятий, отчет по практике).
В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМИ УМЕНИЯМИ:
- наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в ГПД, кружке;
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, привлекать или формировать актив, помогать выбирать наиболее эффективные приемы и методы, организовывать контроль и подведение итогов работы);
- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса, ГПД, кружка;
- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные);
- осуществлять методическую рефлексию собственной деятельности, грамотное ведение документации.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
1. Выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации общеобразовательного учреждения, руководителей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики.
2. Студент обязан:
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
- составлять конспекты занятий и других видов деятельности, согласовывать их с учителями (другими руководителями практики) и утверждать у методиста педагогического колледжа;
- присутствовать на всех видах деятельности педагогической практики согласно расписанию;
- активно участвовать в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем форме.
3. Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогической практики.