Деятельности практического психолога

Дата Цель, объект, предмет наблюдения Особенности видов деятельности практического психолога Выводы (вид деятельности психолога и его задачи)
7.11.   .   Цель: изучить особенности просветительской деятельности психолога. Объект: просветительская деятельность психолога. Предмет: особенности просветительской деятельности психолога в отряде «Карантин».   Форма просветительской деятельности: лекция. Тема: «Невербальное общение и жесты». Поставленная цель: ознакомить с основами невербального общения, этикетом невербальной коммуникации.   Психолог здоровается с группой, представляется. При работе с осужденными психолог соблюдает дистанцию (1 м), к группе обращается вежливо. Представляет тему лекции: «Невербальное общение и жесты». Психолог задает вопросы группе, взывает к активности. Лекция частично проходит в форме семинара. Подробно раскрывается тема «Жесты». Психолог вежливо призывает осужденных к дисциплине, отвечает на вопросы по теме, терпеливо повторяет фразы, не воспринятые группой с первого раза. Говорит громко, четко, при этом доброжелательно. Шутит там, где это допустимо, разряжая обстановку. Перед группой сидит на стуле, не за столом. Лекция имеет элементы демонстрации жестов. Отказывается отвечать на вопросы личного характера. Завершая лекцию, интересуется, возникли ли у группы вопросы по данной теме, пригодятся ли им полученные знания в жизни.     Поставленная цель была реализована. Задачи просветительской деятельности:
  1. Расширить имеющиеся знания по данной теме.
  2. Выявить представления осужденных о данной теме.
  3. Ознакомить с особенностями данной темы.
Задачи были так же реализованы.
8.11.     9.11.     Цель: изучить процедуру обследования с помощью психодиагностических методик. Предмет: процедура психодиагностического обследования испытуемого. Объект: процесс психодиагностической деятельности     Цель: выявить особенности психопрофилактической работы психолога. Предмет: особенности психопрофилактической деятельности. Объект: психопрофилактическая деятельность   Форма психодиагностической деятельности: беседа с целью сбора анамнеза, тест Люшера. Психолог здоровается с осужденным, двери в камеру открыты. Спрашивает подростка о настроении и самочувствии. Протокол беседы фиксируется в специальную заранее заготовленную анкету для сбора анамнеза. Дистанция 0,5 метра. Психолог поддерживает контакт глаз с осужденным, говорит мягко, спокойно, доброжелательно. Ответы осужденного психолог не одобряет и не осуждает, держит нейтралитет. Цель: сбор анамнеза, снятие психологических барьеров. После беседы был проведет тест Люшера с целью выявления психоэмоциолнального состояния осужденного.   Форма – лекция. Тема лекции: «Эмоции в жизни человека». Поставленная психологом цель: проведение профилактических мероприятий в эмоциональной сфере личности осужденных. Актуальность: лицам подросткового возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая обостряется в условиях изоляции, что может приводить к возникновению конфликтов между осужденными или осужденными и сотрудниками. Характеристика аудитории: несовершеннолетние осужденные мужского пола в возрасте от 15 до 18 лет, находящиеся в строгих условиях отбывания наказания (СУОН). Психолог приветствует аудиторию, представляется. Предлагает оценить свое эмоциональное состояние с помощью цветов радуги. В содержании лекции подробно раскрывает понятия эмоций, аффекта, эмоциональной регуляции. Доброжелательно разъясняет аудитории о функциях эмоций. Устраивает дискуссию о пользе эмоций. Поставленные цели были реализованы. Задачи, поставленные психологом в психодиагностической деятельности:
  1. Снятие барьеров в общении.
  2. Выявление ценностных ориентаций, направленности личности, его планируемого будущего.
  3. Выявить эмоциональное состояние и его стабилизацию.
Задачи были так же реализованы.     Поставленная цель была реализована. Задачи, поставленные психологом в психопрофилактической деятельности:
  1. Актуализировать жизненный опыт имеющихся знаний.
  2. Ознакомить несовершеннолетних осужденных с основными способами эмоциональной саморегуляции.
  3. Предоставить возможность опробировать конкретные техники на себе.
Задачи были так же реализованы.
  15.11       Цель: выявить особенности проведения психокоррекционной работы. Предмет: особенности коррекционной работы психолога. Объект: психокоррекционная деятельность.     В конце теоретической части рассказывает о способах снятия эмоционального напряжения. Демонстрирует упражнения по регуляции эмоционального состояния, позволяет опробовать их. В конце лекции психолог спрашивает о наличии вопросов по данной темы, прощается с аудиторией. Прогнозируемые результаты: знания несовершеннолетних осужденных пополнятся в сфере эмоциональных проявлений человека. Подростки ознакомятся с основными техниками эмоциональной саморегуляции и попробуют применить их на себе.     Форма – тренинг по программе ART. Компонент: «Управление гневом». Тема: «Как я попадаю в конфликтные ситуации». Поставленная психологом цель: научить несовершеннолетних осужденных рефлексировать свое поведение, которое может привести к конфликтным ситуациям. Характеристика аудитории: 6 несовершеннолетних осужденных в возрасте от 15 до 18 лет. Осужденные отбывают наказание в 1 отряде (облегченные условия) и во 2 отряде (обычные условия). Психолог приветствует аудиторию, все пожимают друг другу руки. Повторяется девиз ART и правила работы в группе. Выделяется блок на повторение прошлого занятия и проверку домашнего задания. Далее психолог предлагает участникам группы игру. Следующий блок посвящен теме данного занятия. В этом блоке тренер совместно с группой выделяет компоненты конфликтного поведения, демонстрирует конфликтное поведение и проводит ролевую игру. Проведенная работа рефлексируется участниками группы, после чего психолог-тренер предлагает игру. В конце занятия психолог дает домашнее задание, завершает тренинг.       Поставленная цель была реализована. Задачи, поставленные психологом в психокоррекционной деятельности:
  1. Выделить компоненты поведения каждого участника группы, которые могут привести к конфликту.
  2. Демонстрация конфликтного поведения.
  3. Проведение ролевой игры и последующая рефлексия.
Задачи были так же реализованы.




Общие выводы по всем протоколам наблюдения: Мне удалось пронаблюдать за психопросветительской, психодиагностической, психокоррекционной и психопрофилактической деятельностью психолога. По каждому виду деятельности я определила основные цели и задачи пенитенциарного психолога, а также были выявлены основные особенности деятельности: этические стандарты и особенности взаимодействия психолога с несовершеннолетними заключенными.

Задание 5. Проанализируйте итоги своей работы.

Отчетность: 1. Письменные ответы на приведенные вопросы.

Самоанализ итогов работы в учреждении

Какие задания выполнены наиболее успешно? Почему?

Наиболее успешно мне удалось проанализировать отчетную документацию работы психолога, пронаблюдать за психопросветительской, психокоррекционной, психодиагностической и психопрофилактической деятельностью психолога. При выполнении данных заданий не возникло препятствий: сотрудники психологической лаборатории предоставили документацию для анализа, позволили посетить различные мероприятия с целью наблюдения за различными видами деятельности психолога.

Какие задания не удалось выполнить? Почему?

Мне не удалось пронаблюдать за консультативной деятельностью психолога. Присутствие постороннего человека на консультации вызывает протест у клиента, или теряется доверие к психологу-консультанту. Таким образом, можно сказать, что данное задание выполнить не удалось по этическим нормам деятельности психолога.

Наши рекомендации