Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога

Тема 1. Проблемы становления и функционирования отечественной дошкольной психологической службы

История детской практической психологии (дпп) - отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы

Развитие отечественной дошкольной психологической службы

Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи деятельности дошкольной психологической службы

Основные виды деятельности и структура дошкольной психологической службы

Проблемы функционирования дошкольной психологической службы

Основные понятия

Педология, психическое здоровье, психологическое здоровье, индивидуальность, индивидуальный подход, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование, адаптация

1. История детской практической психологии (дпп) - отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы

Все обсуждаемые темы в рамках данной дисциплины можно объединить в три раздела:

· Общая характеристика деятельности и развития дошкольной психологической службы

· Особенности психического (индивидуального) развития ребенка

· Деятельность педагога-психолога в различных направлениях

Обеспечивает знаниями о предмете и специфике деятельности дпс область науки – Детская практическая психология. Дпп – это прикладная психология о детстве или отрасль знания и практической деятельности, связанная с оказанием психологической помощи и поддержки детям.

Зарождение и развитие дпп – к 19 – н 20 в.в., было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной ам. психологом Стенли Холлом. Наука объединяла все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Была ориентирована на практику, т.е. на непосредственные нужды педагогики и практической психологии. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка было ценным завоеванием педологии. Именно эта наука стала предшественницей современной дпп. Начиная с 20-х годов 20 в. педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность и особую популярность во всем мире (Э. Мейман, В. Штерн, Э. Клапаред и др.). Швейцарский психолог Эдуард Клапаред предлагает разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую (у них разный круг изучаемых проблем). Задачей теоретической д. психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов развития детей. Прикладная д. психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Первая имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а вторая направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста. Т.о., Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки – дпп.

В н. 20 в. дпп начала интенсивно развиваться и в России. Но процесс становления и развития дпп в России имел ряд особенностей. В России первыми применять объективные методы исследования к развитию ребенка начали врачи и физиологи (Сеченов, Кащенко, Россолимо, Нечаев, Бехтерев, Румянцев, Ушинский). Об интенсивной работе отечественных педологов говорит тот факт, что с 1906 по 1916 г.г. было созвано пять Всероссийских съездов по психологии. Румянцев утверждал, что школа должна идти не от заранее установленных программ и методов обучения, а от ученика, от его потребностей. Школа 20-х, т.о., должна была помочь в воспитании нового человека, гражданина нового общества. Но с 30-х г. усилились нападки на д. психологию вообще и практическую прежде всего, и до 60-х годов практическая психология не развивалась.

2. Развитие отечественной дошкольной психологической службы

Во второй половине 20 в. специалисты, работающие с человеком стали ощущать нехватку профессиональных знаний и навыков в области психологии. Для их успешного разрешения потребовалось интенсивное развитие прикладных видов психологии.

В школу психолог пришел в нач. 80-х, в д/c – конце 80-х. Потребовалось около 10 лет для определения характера деятельности. (Введение в штаты ДОУ должности психолога – письмо Мин.образования от 30 ноября 1989 г. (см. Вестник образования №12 1990)).

Условно можно выделить 3 этапа развития отечественной дпс.

1). Период выделения психолога из педагогической среды. Проблемы данного этапа: скепсис со стороны коллег – педагогов и неуверенность в себе «новых специалистов».

2). Понимание целесообразности включения психолога в коллектив учреждения. Введение должности в штаты.

3). Освоение поля деятельности. Образование психологических центров и начало их функционирования. Смена позиций: от призывов, исследований и поиска единомышленников к повседневной работе в рамках санкционированных методов и установленных показателей (свод должностных обязанностей – положение о службе практической психологии образования – см. Вестник образования №7 1995). Отход от занятий только диагностикой.

1994 г. – 1 съезд психологов: прием нормативных документов, определение методов работы, основные диагностические процедуры и методики.

1995 г. – 2 съезд: определена роль психолога как специалиста, уточнили, что диагностика лишь средство, инструмент деятельности психолога, а не самоцель; отвлечение от диагностики интеллекта и понимание значимости диагностики личности..Определена цель дпс – обеспечение психического и психологического здоровья детей.

1998 г. – конференция в Красноярске – Ирина Владимировна Дубровина – рук. Лаборатории научных основ дпп: «Одинаковостей не должно быть». Подчеркивается необходимость развития детской индивидуальности и инициативы. Необходимо также изучать вопросы влияния разнообразных образовательных программ на развитие детей.

На сегодняшний день развитие дпс не завершено, идет ее дальнейшее развитие.

3. Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи деятельности дошкольной психологической службы

аспекты проф. деятельности деятельность педагога деятельность психолога
Предмет проф. деятельности Ребенок (дети) Ребенок, его индивидуальность
Цель деятельности Создание оптимальных условий физического, психического и личностного развития воспитанников («Положение о ДОУ») Обеспечение психического и психологического здоровья детей *
Методы Методы обучения и воспитания Методы профилактики, диагностики, коррекции и консультирования

Достижение цели возможно лишь в ситуации полноценного взаимодействия педагога и психолога.

*Психическое здоровье. Специалисты ВОЗ обозначили особую роль психического развития в здоровье ребенка. На этом основании ими был введен термин «психическое здоровье». Термин неоднозначен. Связывает 2 науки: психологию и медицину. Т.О. образована медицинская психология или психосоматическая медицина.

В каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и др. Нарушения в развитии психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, т.е. тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы. Т.О. основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникает тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований.

Психологическое здоровье. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья – развитие личностной индивидуальности. Психологическое здоровье относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Часто вместо термина «психологическое здоровье» употребляют – духовное здоровье.

Психологическое здоровье предполагает (по И.В. Дубровиной):

· интерес человека к жизни,

· свободу мысли и инициативу,

· увлеченность какой-либо областью,

· самостоятельность,

· уважение другого,

· разборчивость в средствах достижения цели,

· способность к сильным чувствам и переживаниям,

· осознание своей индивидуальности,

· творчество

Относительно детей, это развитие активности, самодеятельности, а не следование внешним рекомендациям. Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье ребенка предполагает внимание к его внутреннему миру, к его чувствам и переживаниям.

Основные задачи деятельности дпс.

1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

2. Обеспечение индивидуального подхода на основе психолого-педагогического изучения детей;

3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Данные задачи способна решать только организованная, структурированная служба.

4. Основные виды деятельности и структура дошкольной психологической службы

Общая структура психологической службы

Министерство образования и науки РФ. Отдел службы практической психологии образования (сппо)
Региональное управление образованием Региональный центр службы пр. психологии
Городское управление образованием Городской центр службы пр. психологии
Районное управление образованием Районный центр службы пр. психологии
Директор образовательного учреждения  
Первичное звено службы (психолог в образовательном учреждении)

Психолог в ДОУ имеет двойную линию подчинения: административную (см. слева) и профессиональную (справа).

Основными видами деятельности службы в целом, и ее первичного звена в частности, являются:

· Психопрофилактика

· Психодиагностика

· Психокоррекция (развивающая и коррекционная работа)

· Психоконсультирование.

Основные направления работы:

· Работа с детьми (все дети ДОУ, одаренные дети, дети «группы риска»)

· Работа с родителями

· Работа с педагогическим коллективом.

Психопрофилактическая работа:

· Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития

· Создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе

· Своевременное предупреждение возможных причин нарушений в становлении личности и интеллекта.

Психодиагностическая работа:

· Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства

· Выявление индивидуальных особенностей детей

· Определение причин нарушений в развитии и обучении

Развивающая и коррекционная работа

· Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка (по результатам диагностики)

· Оказание помощи педагогам и родителям в развитии, индивидуализации воспитания и обучения детей; развитии их склонностей и способностей, саморазвитии.

Консультативная работа. Не имеет самостоятельных задач, сопровождает профилактическую, диагностическую и коррекционную деятельность психолога.

5. Проблемы функционирования дошкольной психологической службы

Проблемы можно рассматривать на нескольких уровнях (см. структуру психологической службы). Например,

1) Проблемы структурного взаимодействия звеньев психологической службы

2) Проблемы подготовки и переподготовки специалистов психологической службы

3) Проблемы актуального функционирования первичного звена психологической службы:

· «Вхождения, адаптации»

· Определения профессиональной позиции

· «Склонность к рефлексии, потребность в саморазвитии»

· «Чувство времени»

· Налаживания контакта с родителями и др.

Тема 2. Содержание деятельности психолога в дошкольном учреждении

Значение и содержание психопрофилактической работы

Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога

Содержание просветительской и консультативной работы

Наши рекомендации