Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.
(Лурия «Диагностика следов аффекта») Аффект нарушает всю энергетику организма, а так как корни всякого аффективного состояния сосредоточены, конечно, в деятельности его нервной системы, дающей ответы и на внешние, и на внутренние раздражители, то ясно, что максимальные отклонения при аффекте наблюдаются именно в высших нервно-психических процессах: мышлении, скорости и правильности ответов организма, распределении и устойчивости его внимания, закреплении и сохранении его навыков и т.д. Совершенно понятно, что психологи именно здесь старались найти характеризующие аффект явления; ряд психиатров, работавших в Крепелина, и особенно ряд психологов школы Юнга установили, что аффект прежде всего нарушает нормальное течение ассоциаций, что при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.
Опишем метод, применявшийся до сих пор исследователями для экспериментальной диагностики причастности к преступлению.
Задачи экспериментальной диагностики причастности сводятся к тому, чтобы уметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой стороны, уметь их объективно проследить, зафиксировать.
Обе эти задачи осуществлялись в одном методе, который приобрел достаточное оправдание в диагностике аффективных следов, именно в методе ассоциативного эксперимента. Метод этот состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Дело резко меняется, когда мы предъявляем испытуемому слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этих случаях ассоциативный процесс сильно тормозится; испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Предъявляя сидящему перед нами испытуемому одно за другим слова из составленного нами списка в качестве слов-раздражителей, мы просим его каждый раз отвечать любым первым пришедшим ему в голову словом; мы записываем данный им ответ и регистрируем в десятых (или сотых) долях секунды время, затраченное на этот ассоциативный процесс.
Для того чтобы выявить скрытые при ассоциативном процессе механизмы, мы связываем словесный ответ с нажимом руки, регистрируемым очень точным способом. Оказывается, что состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции.Каждое колебание испытуемого, столкновение различно направленных тенденций, возбуждение, задержка и вытеснение пришедшего в голову ответа — короче, все процессы, недоступные для непосредственного наблюдения, с достаточной резкостью отражаются именно на моторной сфере.
ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ.Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц Т.е эмоции являются суммой органических ощущений. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываютяс разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.
Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Они независимо друг от друга создали перферическую теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах , сосудах и органов в момент реализации поведенческого акта. Их теория сыграла положительную роль связав внешний раздражитель, поведенческий акт и эмоциональное переживание.
Стресс (по Селье)– общая неспецифическая физиологическая реакция организма на действия раздражителей самой разной природы. Он подвергал крыс низкой температуре, физическим нагрузкам, ядам и пр. Реакция стресса протекает в 3 этапа: 1). Активизируется симпатическая нервная система. Тревожное эмоциональное состояние или душевный подъем 2) Мобилизация организма. Реакция резентности (сопротивления). Человек может эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных, 3) Истощение. Возникает дистресс, который ведет к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека.
Поведенческая реакция: чтоб уменьшить или вытерпеть требования в стрессе. Последствия стресса: негативные (ухудшается качество исполняемых действий, нарушается работа познавательных процессов, выгорание и пр.) и позитивные (есть базовая потребность организма в напряжении сил и возбуждении, способствует личному развитию, закаляет человека).
Т.Холмс и Р.Раэ разработали перечень типичных жизненных ситуаций, вызывающих стрессовое состояние. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 баллов). За негативными ситуациями, как тюремное заключение (63 балла) и травма (53 балла) следуют позитивные ситуации как брак (50 баллов), рождение ребенка (40 баллов).
Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация останется под контролем. Эксперимент.Две крысы одновременно получали болезненный удар током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, а другая, дернув за кольцо, контролировала болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность удара была одинакова. Однако у пассивной крысы развивались язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию болевого стрессора.
Фрустрация – препятствие на пути достижения цели, в итоге наступает агрессия, или уход, или регрессия. Тревожность (ситуативная) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы. Тревожность – Тревожность (личностная) – устойчивая черта человека, характеризующая его склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие.
Конфликты разделяются на три вида: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Впервые эти виды конфликтов описал Курт Левин и тщательно исследовал Нил Миллер.
В конфликте типа приближение—приближениетребуется сделать выбор между двумя привлекательными целями.
В конфликте избегание— избеганиечеловеку приходится выбирать между двумя непривлекательными целями.
В случае конфликта приближение—избеганиенужно принять решение о том, стоит ли стремиться к достижению цели, имеющей как привлекательные, так и отталкивающие стороны.
Конфликты приближение—избегание часто приводят к колебаниям,когда человек в нерешительности движется то вперед, к цели, то отступает назад. Такое поведение свойственно не только людям. Много лет назад Нил Миллер наблюдал подобные колебания в своих новаторских экспериментах на крысах. Он создавал у голодных крыс конфликт приближение—избегание, попеременно выдавая им то пищу, то удар током в одном и том же месте экспериментальной установки. На полпути к этому месту крысы начинали кружить, то приближаясь к нему, то отступая назад.Миллер обнаружил, как именно возрастают стремление приблизиться к цели и стремление отдалиться от нее по мере приближения к этой цели. Он выяснил, что мотивация избегания усиливается быстрее, чем мотивация приближения. На основе этого Миллер сделал вывод, что, пытаясь разрешить конфликт приближение—избегание, нужно в первую очередь прилагать усилия к ослаблению мотивации избегания, а не к усилению мотивации приближения.
Хотя стресс может вызвать практически любую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.
Основные виды стресса — это фрустрация, конфликт, изменения и давление. Фрустрация возникает, когда какие-то препятствия мешают нам достичь намеченной цели. Конфликт может быть трех типов: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Последний из них является особенно стрессогенным. Обычной реакцией на него являются колебания и нерешительность. Большое количество исследований с применением SRRS подтверждает, что изменения создают стресс. Это может быть так, но сейчас стало ясно, что SRRS скорее измеряет стресс вообще, а не конкретно стресс, связанный с переменами. Два вида давления ( выполнения и соответствования) также вызывают стресс.
Спилбергерразработал опросник «Состояние и свойство тревожности» (State-Trait Anxiety Inventory; Stal)1. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (Т-состоя-ние; состояние тревожности). На 4-балльной шкале испытуемые отмечают крестиком, как себя чувствуют в определенный момент времени (к примеру: «Я нервничаю»). При определении тревожности как диспозиции (Т-диспозиция; свойство тревожности) указывается некоторое типичное чувство (например: «Мне не хватает уверенности в себе»). Что понимает Спилбергер2 под обеими мерами тревожности, видно из следующей цитаты:
«Состояния тревожности (Т-состояния) характеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойст-во), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности».
Значения Т-диспозиции и Т-состояния у одного и того же испытуемого должны определенным образом коррелировать. У имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низким показателем. Помимо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида.
ФРУСТРАЦИЯ А. Задачи, не имеющие решения.Дембо предлагала своим испытуемым — студентам университета — задачи, не имеющие решения, что, однако, не являлось очевидным с первого взгляда. В экспериментах первого типа испытуемый сидел на расстоянии 3,5 м от стола, на котором стояли две бутылки. Испытуемый получал 10 деревянных колец диаметром 15 см. По инструкции от него требовалось набрасывать кольца на одну из бутылок до тех пор, пока ему не удастся набросить все 10 колец подряд. Предварительно экспериментатор установил, что в данных условиях решить эту задачу практически невозможно. В эксперименте второго типа испытуемый находился на огороженной квадратной площадке (со стороной 2,5 м), образованной деревянными планками, лежащими на полу лаборатории. Внутри квадрата стоял стул. На расстоянии 120 см от квадрата находилась подставка (высотой 110 см), на которой лежал цветок. По инструкции требовалось достать цветок рукой таким образом, чтобы ноги все время оставались на квадрате. Испытуемый вскоре находил способ сделать это (встав на колени). Тогда экспериментатор просил его найти второй способ. Часто испытуемый находил второе решение; он помещал стул между цветком и квадратом и доставал цветок, опираясь на стул и не отрывая ног от квадрата. Ободренный успехом, испытуемый получал задание найти третий способ, хотя это было невозможно, несмотря на неоднократные требования экспериментатора. Таким образом создавалась новая для испытуемого ситуация неразрешимой задачи. Дембо ободряла испытуемого и, если это было необходимо, оказывала на него некоторое давление, чтобы испытуемый продолжал поиски в течение одного-двух часов, а то и больше. В отдельных случаях опыт продолжался даже 2—3 дня подряд. Такая ситуация, постепенно становившаяся для испытуемого все более напряженной и невыносимой, позволяла исследователю изучать возникновение гнева. Он мог быть иногда настолько силен, что вызывал дурные реакции по отношению к некоторым предметам и даже по отношению к экспериментатору.
Б. Новые понятия.В работе Дембо впервые были использованы многие понятия, которые позднее стали предметом изучения в целом ряде экспериментальных исследований. Отметим, в частности, понятия уровня притязаний в связи с переживанием успеха и неудачи, замещения, степени реальности и ирреальности действия, а также известные топологические схемы Левина, воспроизводящие различные структуры личности и социальных отношений. Что касается препятствий, то Дембо описала ситуацию и реакцию испытуемого как конфликт между барьерами двух видов. К первому виду относятся внутренние барьеры, препятствующие достижению цели. Такими барьерами могут быть материальные объекты, а также сложность задачи или неумение испытуемого. Внешние барьеры, согласно Дембо,— это барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т.е. путем отказа от задачи; в данном случае таковыми являются вся совокупность социальных отношений между экспериментатором и испытуемым, равно как и то, что последний принял задачу и должен, таким образом, выполнить ее. Дембо отмечает в поведении испытуемого суетливое чередование приближений и удалений от барьера внутри поля, что свидетельствует об амбивалентном характере препятствия и вызывает реакции невротического характера. Именно в такой все более мучительной для испытуемого ситуации можно изучать некоторые характерные процессы. Упомянем прежде всего уход в область ирреального, т.е. отход испытуемого — с помощью познавательных способностей и воображения — от реальной ситуации, чтобы найти решения в воображении. В воображении внутренние и внешние барьеры становятся менее ригидными, т.е. более преодолимыми для испытуемого. Над планом реального, где испытуемый оказывается внутри некоторого поля действия и отделенным от объекта-цели (крест) сплошной линией, постепенно надстраивается план ирреального, в котором барьеры являются менее плотными (точечные линии). Испытуемый может фактически оставаться внутри поля, но представлять себе путь к цели как менее сложный; случается также — и это другой очень важный процесс — что испытуемый «выходит из поля». Испытуемый, например, может приступить к чтению газеты после того как он пытался убедить экспериментатора закончить опыт. Но даже выйдя из поля, испытуемый тем не менее еще не полностью освободился от задачи. В его поведении проявляется определенная связь с полем: он не чувствует себя свободным и ждет новых инструкций. Еще одним важным процессом, описанным Дембо, является разрушение поля. Структуры внутри поля и структуры личности деформируются, причем не только препятствия или барьеры приобретают отрицательную валентность, но и все поле, включая экспериментатора, становится враждебным миром; с другой стороны", случается так, что испытуемый становится более откровенным (дезинтеграция психических структур).