Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.

(Лурия «Диагностика следов аффекта») Аф­фект нарушает всю энергетику организма, а так как корни всякого аффек­тивного состояния сосредоточены, конечно, в деятельности его нервной системы, дающей ответы и на внешние, и на внутренние раздражители, то ясно, что максимальные отклонения при аффекте наблюдаются именно в высших нервно-психических процессах: мышлении, скорости и правиль­ности ответов организма, распределении и устойчивости его внимания, за­креплении и сохранении его навыков и т.д. Совершенно понятно, что психологи именно здесь старались найти характеризующие аффект явления; ряд психиатров, работавших в Крепелина, и особенно ряд психологов школы Юнга установили, что аффект прежде всего нарушает нормальное течение ассоциаций, что при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.

Опишем метод, применявшийся до сих пор исследователями для экспериментальной диагностики причастности к преступлению.

Задачи экспериментальной диагностики причастности сводятся к тому, чтобы уметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой сто­роны, уметь их объективно проследить, зафиксировать.

Обе эти задачи осуществлялись в одном методе, который приобрел достаточное оправдание в диагностике аффективных следов, именно в ме­тоде ассоциативного эксперимента. Метод этот состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-ни­будь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Дело резко меняется, когда мы предъявляем испытуемому слово, воз­буждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этих случаях ассоциативный процесс сильно тормозится; испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не при­ходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Предъявляя сидящему перед нами испытуемому одно за другим слова из составленного нами списка в качестве слов-раздражителей, мы просим его каждый раз отвечать любым первым пришедшим ему в го­лову словом; мы записываем данный им ответ и регистрируем в деся­тых (или сотых) долях секунды время, затраченное на этот ассоциатив­ный процесс.

Для того чтобы выявить скрытые при ассоциативном процессе ме­ханизмы, мы связываем словесный ответ с нажимом руки, регистрируе­мым очень точным способом. Оказывается, что состояние моторной сфе­ры очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции.Каждое колебание испытуемого, столкновение различно направлен­ных тенденций, возбуждение, задержка и вытеснение пришедшего в голо­ву ответа — короче, все процессы, недоступные для непосредственного на­блюдения, с достаточной резкостью отражаются именно на моторной сфере.

ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ.Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц Т.е эмоции являются суммой органических ощущений. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываютяс разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Они независимо друг от друга создали перферическую теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах , сосудах и органов в момент реализации поведенческого акта. Их теория сыграла положительную роль связав внешний раздражитель, поведенческий акт и эмоциональное переживание.

Стресс (по Селье)– общая неспецифическая физиологическая реакция организма на действия раздражителей самой разной природы. Он подвергал крыс низкой температуре, физическим нагрузкам, ядам и пр. Реакция стресса протекает в 3 этапа: 1). Активизируется симпатическая нервная система. Тревожное эмоциональное состояние или душевный подъем 2) Мобилизация организма. Реакция резентности (сопротивления). Человек может эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных, 3) Истощение. Возникает дистресс, который ведет к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека.

Поведенческая реакция: чтоб уменьшить или вытерпеть требования в стрессе. Последствия стресса: негативные (ухудшается качество исполняемых действий, нарушается работа познавательных процессов, выгорание и пр.) и позитивные (есть базовая потребность организма в напряжении сил и возбуждении, способствует личному развитию, закаляет человека).

Т.Холмс и Р.Раэ разработали перечень типичных жизненных ситуаций, вызывающих стрессовое состояние. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 баллов). За негативными ситуациями, как тюремное заключение (63 балла) и травма (53 балла) следуют позитивные ситуации как брак (50 баллов), рождение ребенка (40 баллов).

Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация останется под контролем. Эксперимент.Две крысы одновременно получали болезненный удар током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, а другая, дернув за кольцо, контролировала болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность удара была одинакова. Однако у пассивной крысы развивались язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию болевого стрессора.

Фрустрация – препятствие на пути достижения цели, в итоге наступает агрессия, или уход, или регрессия. Тревожность (ситуативная) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы. Тревожность – Тревожность (личностная) – устойчивая черта человека, характеризующая его склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие.

Конфликты разделяются на три вида: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Впервые эти виды кон­фликтов описал Курт Левин и тщательно исследовал Нил Миллер.

В конфликте типа приближение—приближениетребуется сде­лать выбор между двумя привлекательными целями.

В конфликте избегание— избеганиечеловеку приходится выби­рать между двумя непривлекательными целями.

В случае конфликта приближение—избеганиенужно принять ре­шение о том, стоит ли стремиться к достижению цели, имеющей как привлекательные, так и отталкивающие стороны.

Конфликты приближение—избегание часто приводят к колебаниям,когда человек в нерешительности движется то вперед, к цели, то отступа­ет назад. Такое поведение свойственно не только людям. Много лет на­зад Нил Миллер наблюдал подобные колебания в своих новаторских эк­спериментах на крысах. Он создавал у голодных крыс конфликт приближение—избегание, попеременно выдавая им то пищу, то удар то­ком в одном и том же месте экспериментальной установки. На полпу­ти к этому месту крысы начинали кружить, то приближаясь к нему, то отступая назад.Миллер обнаружил, как именно возрастают стремление приблизить­ся к цели и стремление отдалиться от нее по мере приближения к этой цели. Он выяснил, что мотивация избегания усиливается быстрее, чем мотивация приближения. На основе этого Миллер сделал вывод, что, пы­таясь разрешить конфликт приближение—избегание, нужно в первую оче­редь прилагать усилия к ослаблению мотивации избегания, а не к усиле­нию мотивации приближения.

Хотя стресс может вызвать практически лю­бую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.

Основные виды стресса — это фрустрация, конфликт, изменения и давление. Фрустрация возникает, когда какие-то препятствия мешают нам достичь намеченной цели. Конфликт может быть трех типов: при­ближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избега­ние. Последний из них является особенно стрессогенным. Обычной реак­цией на него являются колебания и нерешительность. Большое количество исследований с применением SRRS подтверждает, что изме­нения создают стресс. Это может быть так, но сейчас стало ясно, что SRRS скорее измеряет стресс вообще, а не конкретно стресс, связанный с переменами. Два вида давления ( выполнения и соответствования) также вызывают стресс.

Спилбергерразработал опросник «Состояние и свойство тревожности» (State-Trait Anxiety Inventory; Stal)1. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (Т-состоя-ние; состояние тревожности). На 4-балльной шкале испытуемые отмечают крестиком, как себя чувствуют в определенный момент времени (к примеру: «Я нервничаю»). При определении тревожности как диспозиции (Т-диспо­зиция; свойство тревожности) указывается некоторое типичное чувство (на­пример: «Мне не хватает уверенности в себе»). Что понимает Спилбергер2 под обеими мерами тревожности, видно из следующей цитаты:

«Состояния тревожности (Т-состояния) характеризуются субъектив­ными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением ав­тономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойст-во), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую дис­позицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, по­буждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не со­ответствует величине объективной опасности».

Значения Т-диспозиции и Т-состояния у одного и того же испытуемо­го должны определенным образом коррелировать. У имеющего высокий по­казатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низким показателем. Поми­мо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызы­вать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, кото­рые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуваже­ние или авторитет индивида.

ФРУСТРАЦИЯ А. Задачи, не имеющие решения.Дембо предлагала своим испытуе­мым — студентам университета — задачи, не имеющие решения, что, одна­ко, не являлось очевидным с первого взгляда. В экспериментах первого типа испытуемый сидел на расстоянии 3,5 м от стола, на котором стояли две бутылки. Испытуемый получал 10 деревянных колец диаметром 15 см. По инструкции от него требовалось набрасывать кольца на одну из буты­лок до тех пор, пока ему не удастся набросить все 10 колец подряд. Предва­рительно экспериментатор установил, что в данных условиях решить эту задачу практически невозможно. В эксперименте второго типа испытуемый находился на огороженной квадратной площадке (со стороной 2,5 м), обра­зованной деревянными планками, лежащими на полу лаборатории. Внутри квадрата стоял стул. На расстоянии 120 см от квадрата находилась под­ставка (высотой 110 см), на которой лежал цветок. По инструкции требова­лось достать цветок рукой таким образом, чтобы ноги все время оставались на квадрате. Испытуемый вскоре находил способ сделать это (встав на ко­лени). Тогда экспериментатор просил его найти второй способ. Часто испы­туемый находил второе решение; он помещал стул между цветком и квад­ратом и доставал цветок, опираясь на стул и не отрывая ног от квадрата. Ободренный успехом, испытуемый получал задание найти третий способ, хотя это было невозможно, несмотря на неоднократные требования экспери­ментатора. Таким образом создавалась новая для испытуемого ситуация неразрешимой задачи. Дембо ободряла испытуемого и, если это было необ­ходимо, оказывала на него некоторое давление, чтобы испытуемый продолжал поиски в течение одного-двух часов, а то и больше. В отдельных слу­чаях опыт продолжался даже 2—3 дня подряд. Такая ситуация, постепен­но становившаяся для испытуемого все более напряженной и невыносимой, позволяла исследователю изучать возникновение гнева. Он мог быть иног­да настолько силен, что вызывал дурные реакции по отношению к некото­рым предметам и даже по отношению к экспериментатору.

Б. Новые понятия.В работе Дембо впервые были использованы мно­гие понятия, которые позднее стали предметом изучения в целом ряде эк­спериментальных исследований. Отметим, в частности, понятия уровня при­тязаний в связи с переживанием успеха и неудачи, замещения, степени реальности и ирреальности действия, а также известные топо­логические схемы Левина, воспроизводящие различные структуры личнос­ти и социальных отношений. Что касается препятствий, то Дембо описала ситуацию и реакцию испытуемого как конфликт между барьерами двух видов. К первому виду относятся внутренние барьеры, препятствующие до­стижению цели. Такими барьерами могут быть материальные объекты, а также сложность задачи или неумение испытуемого. Внешние барьеры, со­гласно Дембо,— это барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т.е. путем отказа от задачи; в данном случае таковыми являются вся совокупность социальных отношений меж­ду экспериментатором и испытуемым, равно как и то, что последний при­нял задачу и должен, таким образом, выполнить ее. Дембо отмечает в поведении испытуемого суетливое чередование приближений и удалений от барьера внутри поля, что сви­детельствует об амбивалентном характере препятствия и вызывает реак­ции невротического характера. Именно в такой все более мучительной для испытуемого ситуации можно изучать некоторые характерные процессы. Упомянем прежде всего уход в область ирреального, т.е. отход испытуемо­го — с помощью познавательных способностей и воображения — от ре­альной ситуации, чтобы найти решения в воображении. В воображении внутренние и внешние барьеры становятся менее ригидными, т.е. более пре­одолимыми для испытуемого. Над планом реального, где испытуемый оказывается внут­ри некоторого поля действия и отделенным от объекта-цели (крест) сплош­ной линией, постепенно надстраивается план ирреального, в котором барь­еры являются менее плотными (точечные линии). Испытуемый может фактически оставаться внутри поля, но представлять себе путь к цели как менее сложный; случается также — и это другой очень важный процесс — что ис­пытуемый «выходит из поля». Испытуемый, например, может приступить к чтению газеты после того как он пытался убедить экспери­ментатора закончить опыт. Но даже выйдя из поля, испытуемый тем не менее еще не полностью освободился от задачи. В его поведении проявля­ется определенная связь с полем: он не чувствует себя свободным и ждет новых инструкций. Еще одним важным процессом, описанным Дембо, является разруше­ние поля. Структуры внутри поля и структуры личности деформируются, причем не только препятствия или барьеры приобретают отрицательную валентность, но и все поле, включая экспериментатора, становится враждеб­ным миром; с другой стороны", случается так, что испытуемый становится более откровенным (дезинтеграция психических структур).

Наши рекомендации