VII. Психографологические особенности письменной речи
Вводные замечания. Графология, или психографология, относится к числу достаточно спорных дисциплин. Очень долгое время, вплоть до 80-х гг. нашего века, ее вообще не признавали как научную дисциплину и ставили где-то рядом с хиромантией, гаданием по руке и прочими парапсихологическими изысканиями. Однако графология (почерковедение) оказалась необходимой в прикладных областях, прежде всего в практике обучения письменной речи с соблюдением норм и правил каллиграфии и в криминалистической экспертизе, где работа с письменными документами составляет большую и чрезвычайно важную часть. Прикладные задачи заставили вновь обратиться к заномерностям почерка и зависимостям между его признаками и свойствами личности.
Следует сразу же отметить, что свойства почерка - это свойства психомоторной сферы в ее наиболее тонкой области - манипулировании рабочей (обычно правой) рукой и ее пальцами. Вряд ли кто-либо сомневается том, что при одинаковых методах обучения уже в школе каждый пишущий вырабатывает свой, присущий только ему почерк. К 21-22 годам порок устанавливается, и по нему опытный графолог может рассказать об особенностях эмоциональной сферы, некоторых личностных особенностях пишущего.
Порядок проведения:
Испытуемые получают задание оценить некоторые свои особенности по показателям почерка. Прежде всего это касается пространственного использования: расположения слов и фраз на листе бумаги, лучше нелинованной. При нормальном, рациональном использовании строчки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга (2-3 мм), слева и справа - небольшие поля - 4 мм, пробелы вверху и внизу страницы - до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга.
Если строчки слишком плотные, буквально слипающиеся друг с другом, полей нет, промежутков между отрывками текста тоже нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости, тщательном контроле своих действий, может быть даже о скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных широких натур с не очень высокой организованностью.
Размер букв в нормальных условиях составляет величину 4-5 мм. Мелкие, меньше этого размера буквы - знак хладнокровия, осмотрительности, сдержанности в проявлении своих чувств. Иногда в этом проявляется даже некоторая профессиональная особенность - мелкий почерк инженера, вообще технического работника.
Наклон букв по правилам каллиграфии должен составлять 43-45 градусов. Правый низкий почерк (буквы почти «лежат» на строчке) свидетельствует о повышенной зависимости, ведомости пишущего, его слабой самостоятельности. Прямой почерк и особенно почерк с уклоном влево - это почерк людей не только самостоятельных, но и склонных к упрямству, иногда даже - к осознанному сопротивлению общепринятым нормам. Неустойчивый по наклону почерк, так же как и по размеру, - признак человека с неустойчивой эмоциональной сферой, способного на неожиданные поступки, склонного к частой смене настроения, плохо контролирующего свое поведение.
Очень красивый и четкий почерк с тщательным исполнением всех мелких деталей-апострофов над буквами «Й», точками над «Ё», запятыми - это почерк хорошего исполнителя, аккуратного и пунктуального, склонного к эстетическому оформлению. Следует заметить, что у гениальных людей, например, у Л.Н. Толстого, почерк был чрезвычайно запутанным с многочисленными исправлениями и трудно разбираемыми каракулями.
Мягкость, округлость при написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, склонную к компромиссам. Углообразования, жесткие соединения букв - это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, возможно - агрессивности.
Сильный нажим - признак энергетики и организаторских склонностей пишущего. Слабый «паутинный» почерк - быстрая истощаемость нервных процессов, вялость, безынициативность.
Задачей испытуемых является попытка составить свой психологический портрет на основе данных почерка с выделением наиболее устойчивых показателей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
10. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
б) дополнительная литература
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.
3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
5. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
9. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой.- М.: МГУ, 1975
10. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М.: Ин-т психологии, 1989.
11. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук».
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполните таблицу «Свойства речи».
свойство | характеристика |
содержательность | |
понятность | |
выразительность | |
действенность |
2. Составьте схему «Функции речи».
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абиотические воздействия - те виды энергии и свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ.
Абсолютный порог ощущения -минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.
Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других.
Автоматические действия – либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка.
Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, но не сущностей.
Активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Активность (избирательность) восприятия – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.
Активность сознания – психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
Акцептор действия— понятие, введенное П.К Анохиным. Обозначает гипотетический психофизиологический аппарат, существующий в центральной нервной системеи представляющий собой модель будущего результата действия, с которой затем сличаются параметры реально выполненного действия.
Амнезия - заболевание с симптомами отсутствия воспоминаний или неполными воспоминаниями о произошедших событиях.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
Анализатор— сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы.
Анимизм - 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.
Анкетирование – опрос с помощью анкеты.
Антилокализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому: - мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов.
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.
Антропоцентризм - учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Апперцепция– зависимость восприятия от общего содержания психической жизни.
Ассоцианизм - психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений.
Ассоциативная психология - одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - ассоциации, а единица анализа психики - ассоциация.
Ассоциация - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.
Аутогенная тренировка— психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции.
Афазия - расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.
Безусловный рефлекс — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.
Беседа– метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Бессознательное— характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Бинокулярное зрение – способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами.
Биографический метод – комплексный метод психологического исследования, направленный на изучение биографических событий (жизненного пути) человека.
Бихевиоризм— учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Бихевиоризм отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений.
Быстрота воспроизведения - характеристика памяти, характеризующая способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Ведущая деятельность – вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период.
Вербальное общение - общение при помощи речи (письменной или устной).
Верхний абсолютный порог чувствительности — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Влечение— первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Внешнее торможение - подавление условно-рефлекторной деятельности под воздействием посторонних раздражителей, вызывающих какой-либо безусловный рефлекс.
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внутреннее торможение - процесс торможения условно-рефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкрепления условного рефлекса.
Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов.
Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.
Волюнтаризм - направление в философии и психологии, признающее волю первоосновой всего сущего, высшим принципом бытия.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органы чувств.
Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Выразительность речи - свойство речи, связанное с эмоциональной насыщенностью.
Высшие психические функции - специфически человеческие (социальные по происхождению) психические процессы, возникшие на основе натуральных (природных) психических функций благодаря процессам опосредствования психологическими орудиями (знаковыми системами).
Вытеснение— перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное.
Вюрцбургская школа – школа немецкой психологии начала XX века, которая впервые сделала мышление предметом специального экспериментального исследования.
Галлюцинации — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.
Гештальтпсихология— одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).
Гилозоизм - философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению.
Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
Гуманистическая психология - отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Деизм - религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Действенность речи - свойство речи, определяющееся влиянием на мысли, чувства, поведение слушателей.
Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Диакритическая функция речи - функция речи, которая служит той или иной неречевой ситуации.
Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.
Дивергенция – разведение зрительных осей, поворот их в стороны.
Динамически устойчивая траектория - особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении, благодаря чему движение приобретает легкость, непринужденность и стереотипность
Дистантные ощущения – ощущения, которые отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.
Длительность ощущения — временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Длительность сохранения - характеристика памяти, заключающаяся в способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Догматизм - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
Долговременная память — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
Дополнительные переменные (ДП) — сопутствующие стимуляции (НП) воздействия на испытуемого, оказывающие влияние на его ответ, и соответствующие составляющие ответа, дополняющие ЗП.
Дрессировка - методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов.
Дуализм— идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала.
Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Естественный (полевой) эксперимент — опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства него жизнедеятельность со стороны экспериментатора.
Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
Забывание — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения.
Зависимая переменная - фактор, изменение которого является следствием изменения НП.
Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.
Закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения – если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот, если условный раздражитель вызывает в определенном участке коры торможение, то в других участках, согласно закону индукции, возникает возбуждение.
Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Защитные механизмы— психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
Знак(в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского) — средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, представляющее собой инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя.
Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.
Значение - обобщенное отражение предметного содержания слова, закрепленное в языке и имеющее устойчивый характер.
Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Идеомоторные процессы - процессы, которые связывают представления о движении с его выполнением.
Измененные состояния сознания - это состояния сознания, которые отличаются от обычного, нормального состояния сознания человека, но не являются патологическими в психиатрическом понимании.
Иконическая память - память, рассчитанная на сохранение информации только в момент ее непосредственного восприятия при помощи естественных органов чувств.
Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи.
Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Инсайт – мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
Инстинкт- генетически запрограммированная система поведения, которая проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида.
Инстинктивное поведение – видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.
Инстинкты –наследственно закрепленные действия, связанные в целесообразные цепочки, направленные на удовлетворение биологических потребностей.
Интеллект— совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.
Интенсивность ощущения - количественная характеристика ощущений, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.
Интенциональность сознания – сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ.
Интервью – беседа, организованная в форме опроса, когда обязательной является процедура постановки стандартизированных вопросов и регистрации ответов на них.
Интерес— форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интериоризация— процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Интероцептивные (органические) ощущения - ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма.
Интроспекционизм - психологическое направление, рассматривающее сознание в качестве основного предмета исследования и интроспекцию в качестве основного метода психологического познания.
Интроспекция - метод психологического анализа, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интуиция— способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п.
Качество ощущений — свойство ощущений, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.
Кинез - ненаправленная двигательная реакция (локомоторного или частного типа), при которой скорость движения зависит от интенсивности стимула, а не от направления его действия.
Ключевые раздражители - признаки компонентов среды, на которые животное реагирует, независимо от индивидуального опыта, врожденными, видотипичными формами поведения - инстинктивными движениями.
Когнитивная психология— одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
Коммуникативная функция речи - функция речи, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия на себя и других людей.
Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых средств.
Конвергенция – сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.
Конкретно - действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Константность восприятия – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.
Контактные ощущения – ощущения, которые вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств.
Кратковременная память — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.
Либидо— одно из основных понятий психоанализа.Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Локализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому каждый психический процесс (более или менее) однозначно связан с работой ограниченного участка головного мозга.
Локомоция - передвижение, разновидность движений животных и человека, связанная с активным перемещением в пространстве.
Лонгитюдное исследование- длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.
Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод свободных ассоциаций - исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем.
Методика исследования – совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности.
Механицизм - теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели.
Механическое запоминание — запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
Моделирование– метод исследования, заключающийся в создании искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные свойства и параметры.
Монада - понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая другую монаду и весь мир.
Монадология - философское учение Г. Лейбница, утверждающее, что весь мир явлений произошел от монады.
Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Монологическая речь – высказывание, объединенное одной сложной мыслью.
Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Мотивация— динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
Мотив-стимул - второстепенные мотивы, побуждающие к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют эту деятельность.
Мотивы-цели – большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов жизни.
Моторная установка - готовность к выполнению конкретного действия.
Моторное поле – понятие, выражающее освоение субъектом пространства в процессе реализации движений.
Мышление– высший познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.
Наблюдение— метод психологического исследования, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Навык — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Наглядно-образное мышление – вид мыслительного процесса, характеризующийся опорой на представления и образы.
«Надсознательные» процессы - процессы образования интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека.
Нарушения сознания - это такой вид расстройств психической деятельности, при котором затрудняется и изменяется восприятие и адекватный анализ окружающей действительности и самого себя.
Натурфилософия -исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
Невербальное общение — коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику).
Невротические симптомы —это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека.
Независимая переменная (НП) - фактор, изменяемый самим экспериментатором, т.е. стимул.
Нейрон - основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов и др.
Неосознаваемые автоматизмы -действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания.
Непреднамеренное запоминание - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Нижний порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Нистагм - непроизвольные быстрые ритмические движения глазных яблок.
Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты - отсюда название этого «умеренного номинализма» - концептуализм; основан П. Абеляром).
Номинативная функция речи - функция речи, которая заключается в способности обозначать предметы, их свойства, признаки.
Облигатное научение - процесс, при котором многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного
Обобщающая функция речи - функция речи, заключающаяся в выделении существенных признаков вещей и объединении их в определенную категорию.
Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Образное мышление - вид мышления, когда решение задачи осуществляется с помощью мысленного преобразования образов.
Обратная афферентация - термин, предложенный П. К. Анохиным для обозначения принципа работы функциональных систем организма, заключающегося в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопоставления его параметров с параметрами акцептора результата действия.
Обстановочная афферентация - компонент афферентного синтеза, представляющий собой воздействие на организм всей совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается адаптационная деятельность организма.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Объективный критерий психики - такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика
Объем памяти - максимальному числу несвязанных между собой объектов, которые можно удержать в памяти и повторить или осознать за один раз.
Оперативная память — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
Операция— единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями и наличной ситуацией.
Опредмечивание потребности -процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название
Опрос — метод