Усвоение речи происходит благодаря врожденной потребности и способности ребенка подражать, согласно теории

R научения

£ специфических задатков

£ когнитивной

£ нативистской

£ психоаналитической

Усвоение речи происходит благодаря врожденной способности ребенка интеллектуально перерабатывать информацию согласно теории

£ научения

£ специфических задатков

R когнитивной

£ нативистской

£ психоаналитической

Автором теории специфических задатков является

R Н. Хомский

£ Ж. Пиаже

£ Л.С. Выготский

£ С.Л. Рубинштейн

£ А.Н. Леонтьев

4. Взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера называется ... .

Правильные варианты ответа: общением.

Внеязыковыми средствами общения являются

R мимика

R жесты

£ актуальная ситуация

6.Восстановите модель коммуникативного процесса по Лассуэлу

передающий информацию коммуникатор
что передается сообщение
кому направлено реципиент
способ передачи канал

Расположите по порядку этапы порождения высказывания

1: мотив

2: замысел

3: психологическая программа

4: включение сенсомоторного уровня

5: реализация программы во внешней речи

Периоды овладения речью в онтогенезе

1: подготовление словесной речи

2: первоначальное овладение языком

3: развитие языка в процессе речевой практики

4: овладение письменной речью


Часть II Руководство к проведению лабораторных занятий по курсу «Общая психология»

Лабораторное занятие № 1

Тема: Методы психологии. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения.

Цель:ознакомиться с методом скрытого включенного полевого наблюдения, составить «поведенческий портрет» взрослого человека.

Организационная форма занятия:Case-study - анализ конкретных практических ситуаций

Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, тетрадь.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Наблюдение как метод психологии.

2. Виды наблюдения. Нестандартизированное наблюдение.

3. Факторы, обеспечивающие надежность данных наблюдения.

4. Требования к дневнику наблюдений.

5. Типичные ошибки при ведении дневниковых записей.

6. Возможные области применения «поведенческого портрета».

Методические рекомендации:

В ходе занятия студент должен охарактеризовать метод наблюдения, требования, предъявляемые к процедуре наблюдения, преимущества и недостатки метода, виды наблюдения, рассмотреть основные линии наблюдения и параметры «поведенческого портрета»(отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека, пантомимика, мимика, речевое поведение, поведение по отношению к другим людям, поведенческие проявления отношения к самому себе, поведение в основной деятельности, примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт), рассмотреть традиционный способ фиксации данных при полевом наблюдении – дневник наблюдений и требования, предъявляемые к его оформлению, охарактеризовать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательную запись, обобщающее-описательную запись и фотографическую запись. Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник для вузов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010, Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

План проведения лабораторного занятия

1. Организационный момент занятия–3-5 мин.

В начале занятия преподаватель:

- проверяет по списку отсутствующих на занятии студентов;

- на первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.

2. Основные задания для развития и контроля владения компетенциями:

- Обсуждение вопросов – до 10 мин.

- На первом занятии студенты знакомятся с содержанием поставленной перед ними задачи – составить «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), т.е. дать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать «портрет» с тем, кто является объектом наблюдения. Следует подчеркнуть, что в «портрете» должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку». В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения – до 15 мин.

- Каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому наблюдателю становится известен только собственный объект наблюдения, к тому же он не знает, за кем наблюдают другие и является ли он сам объектом наблюдения – до 5 мин.

- Студенты составляют первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением – 20 мин.

- Студенты зачитывают первые поведенческие портреты своих наблюдаемых – до 10 мин.

- Группе предлагается определить, кого описывал данный студент, а затем оценить зачитанные описания, обсудить их, дополнить, выбрать лучшие. При этом необходимо проанализировать, какие стороны поведения испытуемых нашли свое отражение в описании, в чем заключается психологический смысл отмеченных сторон поведения – 10 мин.

3. Подведение итогов – 3 -5 мин.

Задание выполняется в течение двух занятий с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.

До второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует открыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение не искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями. Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.

На втором занятии преподаватель проверяет дневники и составленные на их основе описания, делает свои замечания. Затем организуется общее обсуждение группой полученных описаний: они сравниваются с первыми «портретами», на их основе делается попытка идентифицировать испытуемого. В процессе обсуждения перед испытуемыми ставится задача - систематизировать и классифицировать признаки, выделенные в описаниях, определить, какие из них являются наиболее важными, информативными, а также выделить те типы признаков, которые вызывают разногласия у наблюдателей (т.е. описываются по-разному). Таким образом делается иллюстрация проблемы согласия наблюдателей.

Составляется отчет о выполнении данного задания. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.

Кратко формулируются выводы, в которых содержатся ответы на вопросы, поставленные в качестве целей задания.

Обсуждение результатов:перечисляются и классифицируются типы признаков, использованных в «портретах». Анализируются различия между первым и вторым «портретами» и их возможные причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Основы психологической диагностики /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – М.; УРАО, 2003.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

7. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

б) дополнительная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн.1, 2. – М., 1982.

2. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.1.-М., 1982.

4. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1996.

5. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

6. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Отв. ред. Крымский С.Б. Киев: Наук, думка, 1989.

7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.

2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики

4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика

6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Лабораторное занятие № 2

Тема: Психология сознания

Цель: охарактеризовать сознание как высшую ступень развития психики, дать характеристику состояниям сознания, ознакомиться с техникой медитации-визуализации; определить специфику психологических воздействий в зависимости от их влияния на самооценку и самоуважение.

Организационная форма занятия:психологический тренинг.

Оборудование: специализированная аудитория для проведения психологических тренингов и психотерапии.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

4. Сознание как высшая ступень развития психики: функции, свойства, структура.

5. Взаимодействие сознания и подсознания

6. Общее представление о состояниях сознания.

7. Значение релаксационных состояний для психического здоровья.

8. Общие правила применения медитативных техник.

Методические рекомендации:

Студент должен охарактеризовать сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции, основные эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая); рассмотреть понятия активности и интенционалности сознания, рефлексии и мотивационно-ценностного характера сознания; изучить функции (отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная) и свойства сознания (построение отношений, познание и переживание). В ходе занятия у студента должно быть сформировано четкое представление о понятии «измененные состояния сознания», о патологических состояниях сознания, вызываемых с помощью наркотиков и других химических веществ, воздействующих на головной мозг (кофеин, никотин, амфетамины, кокаин, нейродепрессанты, барбитураты, наркотики, психоделики и др.). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

План проведения лабораторного занятия

1. Организационный момент занятия–3-5 мин.

В начале занятия преподаватель:

9. проверяет по списку отсутствующих на занятии студентов;

10. объявляет тему, цель, актуальность, содержание и основные этапы занятия.

1. Основные задания для развития и контроля владения компетенциями:

- Обсуждение вопросов – до 10 мин.

- Знакомство с методикой и общими правилами проведения психической релаксации – до 5-7 мин.

- Пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями – до 10 мин.

- Студенты садятся в круг, удобно располагаются сидя или лежа в спокойном, приятном, не слишком сильно освещенном месте (ауд. 201 (1а)) – 3-5 мин.

- Студенты слушают инструкцию преподавателя: «Закройте глаза и, глубоко дыша через нос, на каждом вдохе (!) произносите английское слово one сначала громко, а затем все тише и тише. Важно, чтобы вы нашли этот опыт приятным и думали только о слове, которое срывается с ваших губ, и ни о чем другом. Но ничего не форсируйте. Возможно, сеансу помешают какие-то отвлекающие моменты или какие-то нежелательные мысли придут вам на ум. Не старайтесь их прогнать. Продолжайте, ни на что не обращая внимания. Со временем вы, вероятно, сможете все больше сосредоточиваться и будете забывать об окружающем».

- Преподаватель зачитывает текст методики (Приложение 1) психической релаксации «Судно, на котором и плыву» (на первом занятии), «Мудрец из храма» или «Горная вершина» (на втором занятии) – 20 мин

- Студенты описывают свое психологическое состояние во время проведения сеанса психической релаксации и после него – 15 мин.

2. Подведение итогов – 3 -5 мин.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., Издательство «Ось-89», 1999.

2. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. № 2. - 1991. С.15-37.

3. Коляну Н. Введение в психотехнику свободного дыхания. Переяславль-Залесский, 1992.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание - М.: МГУ, 1998.

6. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

7. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001.

8. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М. Изд-во «Наука», 1977.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.

2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики

4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика

6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Заполнить таблицу «Виды измененных состояний сознания»

Виды измененных состояний сознания Краткая характеристика
   
   

2. Распределить представленные ниже психологические воздействия на две группы в зависимости от того, какое влияние они оказывают на самооценку и самоуважение: повышают или понижают их и полученные данные внесите в таблицу:

Понижающие самооценку Повышающие самооценку
   

1. Мне не нравится, как ты ведешь себя сегодня.

2. Я горжусь тобой.

3. Я не ожидал от тебя такого безответственного поступка.

4. С этим заданием ты не справишься.

5. Ты, как всегда, дольше всех собираешься.

6. Ну что можно ожидать от такого несерьезного человека?

7. В этой ситуации ты оказался на высоте.

8. Объявляю тебе благодарность.

9. Ты всегда можешь рассчитывать на мою помощь.

10. Ставлю тебе «отлично».

11. Ты загубишь свои способности.

12. Ты талантливый человек.

13. Сегодня ты порадовал меня своим ответом.

14. Ты хорошо выглядишь.

15. Какой же ты неуклюжий ребенок.

16. Если ты так поступишь, над тобой будут смеяться.

17. Завидую вашему умению все успевать.

18. Раньше ты был более организованным.

19. Вряд ли ты способен стать отличником.

Лабораторное занятие № 3

Наши рекомендации