Тема: Развитие речи в отногенезе. Речь и общение
Цель:сформировать представление о теориях усвоения языка и речи,рассмотреть проблему соотношения мышления и речи; этапы и закономерности становления развития речи, особенности процесса общения.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Теории усвоения языка и речи.
· теория научения
· теория специфических задатков Н. Хомского
· когнитивная теория Ж. Пиаже
· теория Л.С. Выготского
2. Проблема соотношения мышления и речи.
3. Развитие речи в онтогенезе.
4. Речь как средство общения. Общение как процесс и его функции.
5. Особенности вербального и невербального общения.
6. Виды и типы нарушения речи.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные теории усвоения языка и речи - теория научения в речевом развитии, теория специфических задатков Н. Хомского, когнитивная теория Ж. Пиаже, теория Л.С. Выготского, психоаналитическая модель порождения и функционирования речи. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о соотношении мышления и речи; студент должен охарактеризовать значение слова как единицы мышления и речи, особенности начального периода развития речи и мышления ребенка. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По третьему вопросу: студент в ходе занятия должен проследить возникновение и периоды становления речи: доречевой период, фонетический период, грамматический период, семантический период; охарактеризовать развитие грамматических структур, коммуникативных функций речи, письменной речи, механизмы усвоения речи ребенком; раскрыть значение понятия «эгоцентрическая речь» и суть дискуссии Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003.
По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об отличиях человеческой речи от средств общения у обезьян, о врожденности и приобретенности человеческой речевой способности. В ходе занятия студент должен раскрыть значение понятия «общение», модель коммуникативного процесса и основные функции общения: информационная, регуляторная, аффективная. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По пятому вопросу: студент должен иметь представление о видах и стилях общения; охарактеризовать особенности вербального и невербального общения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1999.
По шестому вопросу: студент должен иметь представление об основных видах речевых нарушений: расстройства фонационного оформления речи (дисфония, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия), расстройства структурно-семантического (внутреннго) оформления речи (алалия, афазия), нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой.- М.: МГУ, 1975; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов. - М.: Просвещение, 1988.
Основные понятия:речь, общение, коммуникация, семантика, эгоцентрическая речь, вербальное общение, невербальное общение, афазия.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины::
а) основная литература:
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.
3. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М: Гнозис, 1995.
4. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.
5. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
6. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
10. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой.- М.: МГУ, 1975.
11. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
12. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М.: Ин-т психологии, 1989.
13. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997.
14. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. – М., Институт практической психологии, 1997.
15. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
2. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
3. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
4. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
5. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполнить таблицу «Этапы овладения фонетикой и грамматикой»
этапы | возраст | периоды внутри этапа | основные характеристики |
доречевой | |||
первичный | |||
овладение грамматической структурой языка |
2. Заполнить таблицу «Сравнительный анализ теорий усвоения языка и речи».
Теория | Основные положения |
3. Конспект: Афазия // Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов. - М.: Просвещение, 1988. Глава I. С. 10-48.
Темы рефератов:
1. Понятие глубинной грамматики Н. Хомского.
2. Стадии развития глубинного синтаксиса у ребенка в исследованиях Л.С. Выготского.
3. Психоаналитическая модель порождения и функционирования речи.
Программированный контроль знаний: