Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов
£ аккомодация
£ конвергенция
£ сенсибилизация
R синестезия
£ сенсорная адаптация
23. Соотношение понятий:
положительный последовательный образ | отрицательный последовательный образ |
верхний абсолютны порог | болевой порог |
относительная чувствительность | порог различения |
основной психофизический закон | закон Вебера-Фехнера |
закон Бугера-Вебера | |
закон Стивенса |
Последовательный образ соответствует первоначальному образу и состоит в сохранении следа раздражения того же качества
Правильные варианты ответа: положительный; Положительный;
Семинарское занятие № 15 (4 часа)
Тема: Психология восприятия
Цель: сформировать представление о восприятии; рассмотреть отличия восприятия от ощущения; познакомиться с основными свойствами образа восприятия; рассмотреть основные теории распознавания образов; охарактеризовать индивидуальные различия в восприятии.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие о восприятии. Восприятие как сложный перцептивный процесс.
2. Физиологические основы восприятия.
3. Основные свойства (феномены) перцептивного образа.
4. Виды образных явлений
5. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.
6. Предмет и фон в восприятии, взаимоотношение целого и части.
7. Восприятие пространства.
8. Восприятие движения.
9. Восприятие времени.
10. Патология восприятия и представлений.
11. Методы исследования восприятия.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о восприятии как сложном перцептивном процессе; студент должен знать отличие восприятия от ощущений, охарактеризовать явление объективизации в восприятии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о рефлекторной основе восприятия (И.П. Павлов); в ходе занятия студент должен рассмотреть теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000
По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных свойствах образа, складывающихся в процессе и результате восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
По четвертому вопросу: в ходе занятия студент должен дать характеристику центральной категории психологии познавательных процессов – категории образа, раскрыть специфику образов восприятия среди других видов образов; описать процесс построения образа воспринимаемого объекта согласно стимульной и деятельностной парадигме. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
По пятому вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать индивидуальные типы восприятия - синтетический и аналитический, описательный и объяснительный, объективный и субъективный, раскрыть понятие «наблюдательность». Студент должен последовательно описать этапы развития восприятия у детей (Б.М. Теплов, А.Н. Запорожец); рассмотреть проблему врожденного и приобретенного в восприятии, роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия; теоретические представления о механизмах перцептивного научения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000
По шестому вопросу: студент должен рассмотреть проблему соотношения объекта и фона в восприятии, охарактеризовать условия выделения предмета из фона, особенности восприятия целого и части; раскрыть опознавательные признаки предмета. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По седьмому вопросу: студент должен раскрыть содержание понятия «восприятие пространства», охарактеризовать пространственные свойства предметов (величина, форма, положения в пространстве), факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета; рассмотреть роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа; описать механизмы ориентации в пространстве. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По восьмому вопросу: студент должен раскрыть содержание понятий «восприятие движения» и «стробоскопический эффект», охарактеризовать механизмы восприятия движения, признаки восприятия реального движения, основные теории восприятия движения; описать опыты Э. Маха, фи-феномен М. Вертгеймера, основные положения теории восприятия в гештальтпсихологии; иметь представление об относительном и безотносительном восприятии движения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По девятому вопросу: студент должен раскрыть содержание понятия «восприятие времени», описать процессы восприятия временной длительности и последовательности; механизмы и теории восприятия времени. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По десятому вопросу: студент должен иметь представление о вариантах патологии восприятия и представлений; охарактеризовать психосенсорные расстройства (метаморфопсии и нарушения восприятия «схемы тела»), иллюзии (аффективные, вербальные, парейдолии), псевдогаллюцинации и галлюцинации (по идентификации галлюцинаторного образа с реальностью, по анализатору, по вовлеченности анализаторов в формирование галлюцинаторного образа, по условиям возникновения, по проекции, по содержанию). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000; Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995;Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По одиннадцатому вопросу: студент должен иметь представление об исследовании гностических функций, о тахископическом методе. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Основные понятия:восприятие, перцептивный образ, анализатор, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, галлюцинации, активность (избирательность) восприятия, предмет восприятия, фон, наблюдательность, бинокулярное зрение, нистагм, конвергенция, дивергенция, фи-феномен, стробоскопический эффект.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины::
а) основная литература:
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.
5. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995.
6. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
10. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб., Питер, 2009.
11. Психология ощущений и восприятия Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской М.: ЧеРо, 2002
12. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://bookap.info – Библиотека психологической литературы BOOKAP
2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
3. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
4. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
5. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
9. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Конспект: «Восприятие» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. Глава VII. С. 225-255.
2. Конспект: В.П. Зинченко «Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования» // Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение,1990. С. 184-189.
3. Конспект: «Феномены восприятия» // Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. С.123-132.
4. Конспект: «Нарушение восприятия» // Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 2003. С. 48-73
Темы рефератов:
1. Факторы, влияющие на формирование образов.
2. Теории распознавания образов.
3. Феномены восприятия.
4. Методы исследования восприятия в психологии и психофизиологии.
Программированный контроль знаний: