Тема: Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Цель: формирование представлений об условиях возникновения и общих закономерностях развития психики и форм поведения в процессе эволюции животных.
Организационная форма занятия:диспут.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.
2. Адаптивная роль психики в эволюции животных.
3. Концепция развития психики А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри.
4. Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.
5. Характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики. Появление нервной системы и основные этапы его развития.
6. Особенности психического отражения на низшем уровне перцептивной психики.
7. Общая характеристика высшего уровня перцептивной психики.
8. Проблема интеллекта животных. Признаки интеллектуального поведения животных.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен иметь представление критериях психического в теориях «панпсихизма», «биопсихизма», «антропопсихизма», «нейропсихизма», об объективном критерии психики; знать гипотезу Леонтьева А.Н. о происхождении чувствительности; дифференцировать понятия «раздражимость» и «чувствительность», охарактеризовать 2 аспекта «отражения». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать адаптивную роль психики в эволюции животных; рассмотреть 2 способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды (А.Н. Северцов); охарактеризовать гипотезы о возникновении психики. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных тенденциях развития психики; критериях перехода от одного уровня развития психики к другому; о периодизации эволюционного развития психики, основных принципах периодизации, общих положениях относительно направлений и факторов развития психики (концепция развития психики А.Н. Леонтьева - К.Э. Фабри). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По четвертому вопросу: студент должен иметь представление об особенностях психического отражения животных на низшем уровне элементарной сенсорной психики; рассмотреть роль свойств внешних раздражителей в формировании поведения животных, находящихся на низшем уровне развития элементарной сенсорной психики. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Моисеева Л.А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По пятому вопросу: студент должен иметь представление об особенностях психического отражения и поведения животных на высшем уровне элементарной сенсорной психики; охарактеризовать особенности дифференциации органов чувствительности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Моисеева Л.А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По шестому вопросу: студент должен иметь представление об особенностях психического отражения и поведения животных на низшем уровне перцептивной психики; охарактеризовать особенности дифференциации органов чувствительности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Моисеева Л.А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По седьмому вопросу: студент должен иметь представление об особенностях психического отражения и поведения животных на высшем уровне перцептивной психики; ориентироваться в терминах «локомоция», «кинез», «таксис». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Моисеева Л.А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
По восьмому вопросу: студент должен иметь представление о видах интеллектуального поведения, наблюдаемых у животных; рассмотреть особенности использования высшими животными орудий, знать признаки интеллектуального поведения животных; охарактеризовать роль коммуникаций и познания в формировании интеллектуального поведения на ранних этапах антропогенеза. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Моисеева Л.А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005; Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009.
Основные понятия: объективный критерий психики, абиотические воздействия, чувствительность, раздражимость, инстинкты, операции, инстинктивное поведение, цепное поведение, кинез, таксис, локомоция, безусловный рефлекс, условный рефлекс, внешнее торможение, внутреннее торможение, закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения, навык, интеллект.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
4. Моисеева Л. А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Институт психоанализа, 2009.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
7. Федорович Е.Ю., Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: УМК Психология, 2005.
8. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во: Издательский центр «Академия», 2009.
б) дополнительная литература:
1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. - М.: Молодая гвардия,1985.
2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 2000.
3. Вагнер В.А. Избранные труды по зоопсихологии. - М.: Наука, 2002.
4. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Прогресс, 1993.
5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001.
6. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
8. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основа этологии и генетики поведения. - М.: Высшая школа, 2002.
9. Крушинский Л.В. Проблемы поведения животных. – М.: Наука, 1993.
10. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999.
11. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1994.
12. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. – М.: Мир, 1988.
13. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
15. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК «Психология», 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»
2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»
3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы
4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»
5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»
6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполнить таблицу «Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
2. Конспект: «Развитие поведения и психики животных» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. С. 146-156.
3. Конспект: «Происхождение и развитие психики в филогенезе» // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006. С. 169-197.
Темы рефератов:
1. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных.
2. Основные этапы развития психики у животных.
3. Особенности использования высшими животными орудий.
4. Роль коммуникаций и познания в формировании интеллектуального поведения на ранних этапах антропогенеза.
Программированный контроль знаний: