Тема 11: «Организационное консультирование».

Организационное консультирование как вид профессиональной деятельности. Основные принципы организационного консультирования: принцип «табуретки» и принцип «пропитки». Связь организационного консультирования с первоочередными задачами организации. Соответствие организационного консультирования корпоративным целям. Ожидаемые результаты организационного консультирования.

Организационная диагностика: цели, задачи, этапы проведения. Профессиональное обеспечение организационной диагностики и организационного консультирования. Определение потребностей организации в обучении и(или) в развитии.

Организационное консультирование по управлению с помощью формализованных моделей (схема бизнес – процессов, модели деятельности организации, взаимодействия менеджеров).

Организационное консультирование по стратегическим задачам (маркетинговая, финансовая, кадровая политика организации), определение и совершенствование организационной структуры, способов взаимодействия между подразделениями. Консультирование по работе с персоналом (кадровый аудит). Индивидуальное профессиональное консультирование (определение областей профессионального развития).

Типы организационного развития. Методы организационного развития: процессуальные, тренинговые, опросные, организационное консультирование, создание команд. Основные этапы разработки и внедрения программы организационного развития: подготовительный, исследовательский, проектировочный, преобразующий (внедрение инноваций).

Тема 12: «Психолог в организации».

Цели и задачи профессиональной деятельности организационного психолога (психологический службы организации). Морально-этические принципы работы организационного психолога. Должностная инструкция специалиста-психолога. Регламентация отношений организационного психолога, как внешнего консультанта, с заказчиком и клиентами.

Основные направления профессиональной деятельности организационного психолога. Консультирование сотрудников и руководителей различного уровня; участие в работе аттестационной комиссии; работа с увольняемыми и выходящими на пенсию; обучение психологическим знаниям различных категорий персонала, проведение бизнес-тренингов.

Методы психологического обучения и развития персонала. Обратная связь в обучении и производственном процессе. Индивидуальная и групповая обратная связь. Оценка результатов тренинговой работы. Критерии результативности тренинга (модель Киркпатрика)

Полный цикл корпоративного тренинга. Парадоксы тренинга: парадокс заказчика и потребителя, запроса, обратной связи, оценки, результативности.

Интерактивное обучение в организации. Коучинг как один из методов организационного консультирования. Профессиональные навыки коуча.

Взаимодействие организационного психолога со смежными специалистами: принципы профессионального сотрудничества. Профессиональный рост и развитие организационного психолога, формы повышения квалификации, методы самосовершенствования.

Планы семинарских и практических занятий.

Семинар № 1 по теме 1 «Организационная психология как научная дисциплина».

Вопросы для обсуждения

1. Классические теории организации Тейлора, Файоля, Вебера, Урвика.

2. Организационная концепция «человеческих отношений» Мейо, МакГрэгора, Ликерта, Бенниса.

3. Ситуационные теории организации.

4. Технологический подход к организации.

5. Организация как социотехническая система.

6. Управление организаций: наука и искусство. Психологические аспекты управления организацией.

Литература.

1. Занковский А.Н. Организационная психология, М.: ФЛИНТА, 2000. с. 281-324

2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2002. с. 18-46.

3. Свенцицкий А.Л. психология управления организациями. С. 12-29.

4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. С. 20-38.

5. Винокуров Л., Скрипюк. И. Организационная психология: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2003, с. 27-42.

6. Кирхлер Э. Психологические теории организации. Харьков: ХГУ, 2005. С. 12-47.

Семинар № 2 по теме 3 «Организационная структуре и внешняя среда».

Вопросы для обсуждения

1. Понятие организационной структуры.

2. Развитие организационной структуры.

3. Типы организационных структур.

4. Классические (традиционные) и альтернативные организационные структуры.

5. Влияние факторов внешней среды на развитие организации и организационную структуру.

Литература.

1. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. СПб.: Прайм – Еврознак, 2002. с. 65-93; 100-123.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: ФЛИНТА, 2000, с. 268-276.

3. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб.: Речь, 1999. с. 23-35.

4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. с. 38-49.

5. Винокуров Л., Скрипюк. И. Организационная психология: Христоматия. СПб.: Питер, 2003, с. 50-59.

Наши рекомендации