Социализация личности: социально-психологический аспект.
Традиционно процесс развития личности в социальной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией человека. Личность, группа, общество представляют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как общество и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе преломления и закрепления в личности требований общества, группы лежит процесс социализации личности. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х – начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Долларда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. В разных научных школах оно получило свою интерпретацию.
• Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.
• Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь, в сознание личности норм, требований, ценностей и т.д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта (А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг).
• Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой – процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность – общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Адлер, К. Юнг и др.).
В настоящее время в психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: изменяющаяся личность в изменяющемся мире. Таким образом, социализация личности – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (Я.Л.Коломинский). Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум четыре трактовки: как общечеловеческое, как культурное, как общественное, как коллективное.
Обобщенным выражением внешних детерминант социализации служат нормы, традиции, ожидания, порожденные историческим развитием человечества, культуры, науки, производства, которые обнаруживают свою специфику в различных условиях социализации, конкретных группах. Не менее важное значение для социализации имеют внутренние детерминанты, которыми служат не только индивидные образования, но и структура ценностей, состояния и свойства, профессиональная направленность личности и т.д., – все, что образуется в процессе социализации, составляя внутренние ее условия. Все изменения в личности, поведении, деятельности, отношениях и взаимоотношениях создают предпосылки определенной направленности социализации и, вместе с тем, определяют ее субъектность в этом процессе.
Согласно современным взглядам основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой.
Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности; в освоении и осмыслении каждого вида деятельности.
Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширение круга общения, обогащение его содержания.
Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и своих социальных ролей, формирование самооценки. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
В разные отрезки своего жизненного пути человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости она приобретает иногда регрессивный характер. В связи с этим процесс социализации разделяют на возрастные периоды, которые довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения.
Процесс социализации условно включает четыре периода: детство, отрочество и юность, зрелость, старость. Важным периодом социализации является детство, включающее три стадии:
- младенчество (с момента рождения и до одного года) и преддошкольное детство (от одного года до трех лет). На этой стадии развивается функциональная независимость и речь;
- дошкольное детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов;
- школьное детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципиально отличную от семьи и дошкольных учреждений социальную группу – школьный класс.
С психологической точки зрения для детского периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т.д. Особенность процесса социализации в детский период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3–4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, группы сверстников, школа и друзья.
Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. Отрочество и юность включает две стадии:
- собственно отрочество или подростковый возраст, соответствует половому созреванию и продолжается с 12 до примерно 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;
- юность, продолжающуюся с 16 до 21 лет (первый период – с 16 до 18 лет и второй период – с 18 до 21 года), соответствует приспособлению юношей обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.
Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации. Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс – зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.
Зрелость как период социализации включает две стадии:
- стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;
- зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.
К периоду зрелости основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями.
Заключительный период социализации – старость продолжается с 60 до 90 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. Процесс социализации у многих людей в этом возрасте весьма избирателен и происходит в ограниченном, в отличие от предшествующих периодов, спектре социальных отношений, как правило, там, где мудрость оказывается востребованной. Специфика этого периода заключается еще и в том, что непрерывность и динамика процесса социализации в большей степени обусловлены личностными (мотивационными), а не социальными, факторами.
После 90 лет человека относят к долгожителям.
Процесс социализации не прекращается никогда и всегда имеет осознаваемые или неосознаваемые цели. В связи с этим понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. Таким образом, уровень развития личности чаще всего соотносится со степенью ее социализированности.
Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. К показателям зрелости относят:
• широту социальных связей;
• меру развития личности как субъекта деятельности;
• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
• созидательные способности;
• социальную компетентность.
Последний критерий является интегративным, поскольку охватывает все остальные и одновременно присутствует в них.
Социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует внутренние личностные структуры. Социализация взрослых рассчитана на приобретение определенных навыков, социализация же в детстве в большей мере ориентирована на формирование характера и мотивационных структур.
Социально-психологические механизмы социализации (Янчук В.А.):
- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других людей, почерпнутым из иных источников шаблонов.
- внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.
- убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.
- идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.
- эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность.
Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс обозначается как «десоциализация».
Механизмами асоциализации (десоциализации) личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т.д. Процесс асоциализации хотя и осуществляется стихийно, неосознанно, тем не менее, он, как и социализация, может носить целенаправленный характер (родители, воспитатели, или лидеры преступных группировок могут научать подростков асоциальному поведению вполне осознанно, используя механизм поощрения и наказаний).
В отношении личности, вставшей на асоциальный, криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию – процесс усвоения личностью повторно (в процессе десоциализации) или впервые (в случае асоциализации) позитивных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения.
Социальные институты, занятые социальным контролем (семья, школа, коллектив трудовой, воинский, общественная организация, профилактические структуры правоохранительных органов и др.), при обнаружении вступления личности на асоциальный путь могут принять соответствующие ресоциализирующие меры. Если в деятельности этих институтов произошли системные сбои и рассогласования, а личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации заключается в:
- разрушении асоциального поведения и ролей;
- усвоении и закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей;
- восстановлении и установлении социальных связей с институтами, позволяющими ему вести одобряемый обществом образ жизни.