Социальное познание личности как область социальной психологии: суть феномена.

Одной из самых важных плоскостей анализа социальной психологии выступает плоскость социального познания. Начиная с 70-х г.г. настоящего столетия в социально-психологической литературе все чаще и чаще стала заявлять о себе особая проблемная область, которая была обозначена как "психология социального познания".

Социальное познание – это научное познание всей совокупности социальных явлений, отношений, фактов. Второй акцент – это познание социального мира "обычым" человеком, непрофессионалом, познание им повседневной реальности своей собственной жизни. "Социальное познание" в данном случае – не научное знание, а то "знание", которое складывается в непосредственном жизненном опыте каждого человека. Последний выступает как "наивный психолог" или, в крайнем случае как "наивный ученый".

Интерес к социальному познанию социальной психологии связан со вторым возможным акцентом. Ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире ,можно только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты; без такой интерпретации легко утерять смысл, как происходящего, так и своего собственного места в нем. Бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требуют от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения "совладать" (что обозначается в английском языке словом to cope, отсюда существительное coping) с новой ситуацией, то есть оптимизировать деятельность в ней, следовательно, лучше понять, как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем.

Социальная психология оказалась более всего подготовленной стать непосредственной разработчицей психологии социального познания. Можно назвать как минимум три области, где практически сложились предпосылки для нового широкого фронта исследований. Это - проблематика межличностного восприятия (и вообще социальной перцепции), анализ атрибутивных процессов и теории когнитивного соответствия. В каждой из этих трех областей были выявлены те или иные стороны специфики познания человеком социального мира.

В разные временные промежутки для когнитивной традиции были характерны разные психологические модели рассмотрения социального познания человека. Выделяют пять таких моделей:

1. рационального человека;

2. наивного ученого;

3. обрабатывающего данные лаборанта;

4. когнитивного скупца;

5. мотивированного тактика или социального агента.

Социальное познание— представляет собой познание специфических объектов – общества, культуры, человека. Разделяется на донаучное, вненаучное и научное. Донаучное социальное познание - это предшествующие науке формы познавательного освоения социальных объектов - мифологические, магические, осуществляемые в повседневной жизни и специализированных практиках - политической, юридической, художественной и др. С появлением научного социального знания многие из донаучных форм социального познания трансформируются во вненаучные, осуществляя свои познавательные функции одновременно с наукой.

Человек не в состоянии познать социальный мир в одиночку: он постоянно соотносит свое знание со знанием другого (или других), то есть процесс коммуникации включен здесь органически в сам процесс познания. Но коль скоро коммуникация всегда осуществляется при помощи языка, последний играет решающую роль в том, каким образом интерпретируется окружающий человека мир.

С самых первых этапов социализации кто-то "другой" представляет человеку окружающий его мир, следовательно, уже ребенок начинает воспринимать мир в некоторой заданной рамке. Иными словами для индивида возникает, наряду с объективной реальностью, некоторая субъективная реальность – образ окружающего мира. В этом смысле человек не просто "фотографирует" мир, но конструирует его.

Под "конструированием" понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры, с целью постижения ее смысла. Именно это и позволяет построить "картину" объективной реальности, важность которой едва ли не значимее для человека, чем реальность объективная. В свое время У.Томас справедливо заметил, что если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям. Социальное познание есть по существу социальное конструирование.

Только социальные взаимодействия позволяет человеку не просто познавать, но постигать смысл окружающего социального мира, чем подчеркивается такая важнейшая черта социально-познавательного процесса как неразрывная связь получения знания о мире и осмысления его. Таким образом:

- Во-первых, человек познает мир в зависимости от того, как он действует в нем, и, вместе с тем, действует в нем в зависимости от того, как он познает его.

- Во-вторых, познание – не простое фиксирование внешних связей и отношений, а своеобразная реконструкция их.

Проблематика психологии социального познания, включает четыре основных блока:

- общая характеристика работы с социальной информацией;

- детерминанты этого процесса;

- элементы социального мира, выявляемые в ходе этой работы;

- социальные институты, в рамках которых процесс конструирования социального мира осуществляется.

Инструменты социального познания личности:

- категоризация;

- прототипизация;

- схематизация;

- эвристизация;

- стереотипизация.

"Продукты" социального познания: социальная идентичность, образ-Я, образ Другого, образ Группы (Организации),образ Времени, образ "Среды", образы других, не столь поддающихся определению социальных явлений и, наконец, образ Общества.


Наши рекомендации