Метод социометрии в социально-психологическом исследовании: назначение и суть метода, процедура применения.
Специфическим для социальной психологии является метод социометрии, который предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп. С его помощью можно описать структуру группы на основе различия в статусе, выделить отдельные группировки, а также измерить степень сплоченности. Применяется также в тех случаях, когда необходимо исследовать социально-психологическую совместимость, сформировать благоприятный климат.
Сущность социометрии и ее возможности.Всю совокупность взаимоотношений в трудовом (учебном) коллективе можно разделить на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). В самой формальной обстановке между людьми так или иначе складываются межличностные взаимоотношения: к кому-то мы испытываем особое расположение, кого-то, возможно, недолюбливаем. И эти личные отношения не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений.
К основному методу диагностики межличностных отношений обычно относят социометрию. Термин «социометрия» образован из двух латинских корней — socius — товарищ, соучастник, компаньон и metrum — измерение. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Социометрия получила распространение в зарубежной социологии и психологии в 30-е годы, после появления книги Дж. Морено «Кто выживет?». Он считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально-психологическую структуру, сущность которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но идушевное состояние человека.
В соответствии с теоретической концепцией Дж. Морено, в обществе можно выделить две структуры: макроструктуру — своеобразное «пространственное» размещение людей в различных процессах их жизнедеятельности, и микроструктуру — психологические отношения, складывающиеся у человека с его непосредственным окружением, то есть межличностные отношения.
Социометрия — это социально-психологический метод исследования системы личных взаимоотношений в группе, организации, предусматривающий вызванный исследователем выбор испытуемыми других членов группы для различных сфер совместной деятельности. Таким образом, в основе социометрии лежит специфический вид опроса. Поэтому метод социометрии зачастую еще называют социометрическим опросом.
Как и всякий метод, социометрия имеет свои преимущества и недостатки. К явным преимуществам относятся следующие:
* социометрия заполнила вакуум, появившийся в результате отсутствия других методов, позволяющих изучать взаимоотношения;
* социометрия давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой;
* социометрический опрос относительно прост как впроведении, так и в анализе результатов.
К недостаткам метода социометрии относят следующие:
* специфичность и ситуативность выявляемой картины (фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выражающихся в симпатиях и антипатиях; не выявляются истинные мотивы выборов и др.);
* возможность намеренного искажения результатов в условиях неанонимного теста;
* ограниченность возможностей, в частности, в силу динамичности отношений, которую трудно уловить.
Что же позволяет выявить социометрический опрос?
Во-первых, социометрия позволяет определить состояние взаимоотношений в организации и на этой основе выявить ее неформальную структуру (микрогруппы, неформальных лидеров, социометрический статус каждого сотрудника, его потребность в общении и психологическую совместимость с другими и др.)
Во-вторых, социометрия позволяет оценить авторитет руководителей разного уровня, выявить их место в неофициальной структуре организации.
В-третьих, социометрический опрос позволяет определить уровень групповой сплоченности и разобщенности как различных подразделений организации, так и организации в целом.
В-четвертых, социометрия позволяет выполнить психотерапевтическую функцию. Участие в социометрическом опросе побуждает испытуемых к последующему анализу своих отношений с другими сотрудниками и нередко стимулирует корректирование собственного поведения.
Порядок проведения социометрического опроса.Сущность социометрии сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между сотрудниками, то есть к выявлению системы эмоциональных отношений в организации. Это выявление достигается путем осуществления каждым участником опроса определенных выборов из всего состава какого-либо подразделения организации по заданному критерию. Все данные отаких выборах заносятся в особую таблицу — социоматрицу и представляются в виде особой диаграммы (социограммы). После этого рассчитываются различного рода социометрические индексы, как индивидуальные, так и групповые.
Проведение социометрического опроса предваряется определенной подготовительной работой. Необходимо определить критерии (основания) выбора и количество выборов.
Критериями (основаниями) выбора в социометрии являются вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Их формой являются вопросы типа: «С кем бы ты хотел...?», на которые отвечает каждый. Они могут быть отнесены к любой сфере человеческих взаимоотношений.
Критерии могут быть:
* положительными («С кем бы вы хотели вместе провести выходной?");
* отрицательными («Если бы у вас была возможность, кого из сотрудников вашего отдела вы перевели бы в другой отдел?»);
* дихотомическими, которые ориентированы на предпочтение и на отрицание одновременно (*В случае реорганизации учреждения, с кем из сослуживцев вы хотели бы попасть в один отдел, а с кем бы не хотели ?»).
Для того чтобы правильно подобрать критерии, а следовательно, грамотно провести исследование, необходимо соблюдать ряд требований.
1. Предлагаемые критерии должны интересовать весь коллектив. Явно неудачным для группы, не связанной с практическим использованием языков программирования, будет следующий критерий: «С кем бы ты хотел вместе постигать язык программирования C++?».
2. Критерий должен отражать взаимоотношения между сотрудниками и давать возможность выбора сослуживца. Критерий типа: «Есть ли жизнь на Марсе?» — тоже не подходит.
3. Критерий должен описывать конкретную и реальную ситуацию для выбора сослуживца.
4. Количество критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга (чем длительнее контакт, тем больше критериев может быть использовано), но оно не должно превышать 5—7.
При проведении социометрии используют как минимум три критерия, охватывающих основные сферы деятельности сотрудника: служебно-функциональную, морально-нравственную и внеслужебную (досуговую). Исходя из этого, различают сильные и слабые критерии. Сильные затрагивают наиболее важную для человека сферу деятельности, где требуется длительное и тесное общение.
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах: непараметрической и параметрической. Непараметрическая форма социометрии состоит в том, что отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (то есть отсутствуют всякие ограничения на выбор). Такая форма позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого эмоциональную составляющую взаимоотношений всех членов коллектива. Кроме того, она позволяет сделать срез многообразия межличностных связей в организации.
Однако при большом количестве сотрудников в обследуемом подразделении межличностных связей при использовании этой формы выявляется так много, что процесс их определения занимает много времени и без применения электронно-вычислительной техники становится практически невозможным. При использовании непараметрической процедуры социометрии существует большая вероятность получения случайного выбора (многие сотрудники в данном случае пишут: «Выбираю всех»(?!).
Параметрическая форма социометрии состоит в том, что испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов коллектива. Какое же это число? Одни исследователи считают, что трех выборов достаточно независимо от числа членов группы. Другие утверждают, что количество выборов находится в зависимости от количества членов группы и равняется числу, полученному в результате деления количества членов группы на 5.
При параметрической форме социометрии повышается надежность данных и облегчается статистическая обработка; повышается внимание, ответственность и заинтересованность отвечающего, лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов. Кроме того, эта форма позволяет стандартизировать условия выборов в подразделениях и отделах с различной численностью членов группы в одной выборке. Это, в свою очередь, позволяет сопоставлять результаты социометрии, проведенной в различных подразделениях.
После необходимых подготовительных мероприятий исследователь может приступить к процедуре сбора информации. Важно, чтобы были соблюдены необходимые условия. Во-первых, участвующие в опросе должны иметь определенный опыт совместной деятельности не менее трех-четырех месяцев. Во-вторых, численность отдела (подразделения), где проводится социометрический опрос, не должна превышать 25—30 человек. Наконец, в-третьих, социометрический опрос проводится как естественное мероприятие, которое должно восприниматься испытуемыми не как эксперимент над ними, а как практически необходимое дело, имеющее серьезное значение для их дальнейшего общения и совместной деятельности.
Проведение опроса начинается со вступительного слова исследователя, в котором он кратко и корректно, в доступной форме должен изложить задачу опроса, указать его важность и необходимость, раскрыть порядок проведения исследования и уверить испытуемых в полном сохранении тайны их ответов.
После вступительного слова всем испытуемым:
* доводится единый пронумерованный пофамильный список исследуемого подразделения. Списки могут быть подготовлены заблаговременно, чтобы затем их раздать всем присутствующим (или хотя бы по одному списку на один стол). Если нет условий или времени для подготовки списка, то его можно продиктовать;
* доводятся критерии и разъясняется, каким образом они должны сделать выборы по каждому из критериев, то есть параметрическая или непараметрическая форма выборов;
* выдаются либо готовые бланки социометрической карточки, либо чистые листы бумаги. В верхнем левом углу испытуемый ставит тот номер, под которым записана его фамилия в общем списке. Затем он фиксирует на листе те выборы, которые он делает по каждому вопросу (критерию). Заполняя карточку, он записывает не фамилии своих сослуживцев, а номера, под которыми их фамилии стоят в общем списке. В конце работы исследователь должен получить от каждого участвующего заполненную социометрическую карточку.
Заполнение социометрической карточки — дело добровольное и сугубо личное. В этом процессе нет места нажиму и давлению. Иногда некоторые испытуемые уклоняются от ответов, особенно там, где требуется сделать отрицательные выборы. В этих случаях необходимо тактично убедить человека в необходимости ответить на все вопросы. Однако если даже после этого отдельные испытуемые отказались от участия в опросе, то драматизировать не стоит, так как это — вполне нормальное явление. Более того, отказ от участия в опросе — это тоже своего рода информация о взаимоотношениях данного сослуживца с окружающими.
После того как информация собрана, исследователь приступает к ее обработке, которая включает:
* заполнение социоматрицы;
* построение социограммы;
* расчет социометрических индексов.
После этой процедуры исследователь делает выводы и рекомендации по оптимизации взаимоотношений в подразделении.
Заполнение социоматриц. Социоматрица представляет собой таблицу связей, отражающих все выборы в коллективе. В нее заносится информация, полученная от участвующих в опросе.
Для отражения всех выборов по какому-либо критерию заполняют социоматрицу. В горизонтальных строках, по числу членов коллектива, указываются те, кто выбирает, а в вертикальных столбцах — те, кого они выбирают. Положительные выборы обозначаются знаком «+», отрицательные — знаком «—». Взаимные положительные выборы обводятся кружком, отрицательные — треугольником. По каждому критерию заполняются отдельные социоматрицы, которые потом сводятся в общую социоматрицу.
После заполнения таблицы подсчитывается:
* общее количество выборов, полученное каждым сотрудником;
* количество положительных и отрицательных выборов, полученное каждым сотрудником;
* количество положительных и отрицательных взаимных выборов.
Заполненные социоматрицы позволяют определить:
* неофициальных лидеров в организации (те испытуемые, которые получили наибольшее количество положительных выборов);
* тех, кто отвергается коллективом организации (те испытуемые, которые получили наибольшее количество отрицательных выборов);
* тех, кто не участвует в жизни организации (те испытуемые, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов);
* место, которое занимают руководители различного уровня в неофициальной структуре подразделения, уровень их авторитетности.
Работая с социоматрицей, исследователь должен зафиксировать также взаимные отрицательные выборы, указывающие на имеющиеся противоречия между сотрудниками. Если взаимное отрицание двух работников проходит по всем критериям, то это говорит о наличии серьезного конфликта между ними, причем он может внешне и не проявляться. В практике проведения социометрии встречаются такие случаи, когда один из сотрудников имеет несколько взаимных отрицаний с другими, что свидетельствует о том, что он наиболее конфликтный член коллектива.
Построение социограмм.Для наглядного изображения результатов социометрии используется социограмма. Она может быть в нескольких вариантах. Первый вариант — индивидуальная социограмма. В этом случае выбирается тот сотрудник, который представляет наибольший интерес, и строится социограмма в системе всех его связей, выявленных в ходе опроса. Второй вариант — простая групповая социограмма. Она представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором просматриваются все связи и количество выборов между сотрудниками. Третий вариант — системная групповая социограмма. Это наиболее сложный вариант, поэтому на разъяснении его сути остановимся подробнее.
В системной групповой социограмме на основе данных социоматрицы графически показываются межличностные отношения в подразделении. На основе полученных ответов все испытуемые делятся на пять групп:
* «звезды» (сотрудники, имеющие наибольшее количество положительных выборов, как правило шесть и более; среди них, как правило, лидеры). Таких обычно насчитывается не более 3—4 человек (все расчеты для групп, насчитывающих до 30 человек);
* «принятые» или «предпочитаемые» (сотрудники, имеющие 3—5 положительных выборов). Таких насчитывается не более 10—12 человек;
* «пренебрегаемые» (сотрудники, имеющие 1—2 положительных выбора). Таких также насчитывается 10— 12 человек;
* «изолированные» (сотрудники, лишенные выборов). Таких может быть до 5 человек.
* «отверженные» (сотрудники, имеющие наибольшее количество отрицательных выборов или преобладание отрицательных выборов над положительными). Естественно, что о названии этих групп знает только исследователь, а сами названия носят скорее условный, чем реальный характер и выбраны лишь для большей наглядности в интерпретации полученных результатов.
Социограмма имеет форму пяти уменьшающихся концентрических окружностей, в которые и помещаются все сотрудники в соответствии с полученными выборами. В центральном малом круге — сотрудники первой группы, между первой и второй окружностями — сотрудники второй группы и т.д. Первый и второй круги считаются зонами благополучного положения, а третий, четвертый и пятый — зоной неблагоприятного положения.
Расчет социометрических индексов.На основании социоматрицы рассчитываются социометрические персональные и групповые показатели. Сначала рассмотрим персональные показатели.
1. Индекс социометрического статуса, который характеризует популярность и авторитетность данного сотрудника, рассчитывается по формуле:
где К+ — количество полученных положительных выборов;
К- — количество полученных отрицательных выборов.
Н — число испытуемых.
Используя эти же показатели и их обозначения, можно определить:
индекс положительного статуса отдельного члена коллектива
индекс отрицательного статуса отдельного члена коллектива
2. Индекс психологической совместимости каждого испытуемого можно рассчитать по следующей формуле:
где К++— количество взаимных положительных выборов у данного испытуемого;
К-- — соответственно количество взаимных отрицательных выборов
Для получения полной картины взаимоотношений в коллективы весьма полезны групповые показатели:
1. Индекс группового единства:
где СК++ - сумма взаимных положительных выборов в группе.
2. Индекс групповой разобщенности:
где СК-- – сумма взаимных отрицательных выборов в группе.
3. Индекс групповой сплоченности можно рассчитать на основе индексов группового единства и разобщенности:
Игс = Иге - Игр
Таковы основные социометрические индексы. На основании их вырабатываются рекомендации по оптимизации межличностных взаимоотношений в организации. Однако важно всегда помнить о таком свойстве межличностных взаимоотношений, как динамичность, поэтому нельзя ограничиваться лишь единичным исследованием. Обычно с проведения первого опроса оно только начинается и продолжается затем постоянно через определенный промежуток времени (обычно через полгода).
9. "Я-концепция" как базовая категория социальной психологии: сущность понятия, структура, процесс возникновения и развития.
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу и К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем
История развития исследований Я-концепции берет свое начало от «Принципов психологии», написанных У.Джеймсом. С тех пор прошло более 60 лет прежде, чем были выполнены первые систематические эмпирические исследования данного феномена.
Понятие "Я-концепция" в западной традиции определяется как многоаспектный феномен - как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
Компонентами Я-концепции являются части, элементы или единства, составляющие ее.
Структура отражает взаимоотношения между элементами. Для расположения частей друг относительно друга важным является способ их упорядочения. Не все компоненты равноположны. Некоторые являются основополагающими, другие – периферическими.
Области Я-концепции включают ее широкие пласты или сферы к которым относят "телесное" и "социальное"; "внутреннее" и "внешнее"; "сознательное" и "бессознательное"; "аутентичное" и "неаутентичное"; "эго" и "эго-протяженность" и т.п.
Под плоскостями Я-концепции обычно понимают уровни ее осмысленности. Люди склонны рассматривать себя такими, какими они являются в реальности, какими они могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.д. Наряду с этим Я-концепция включает в себя плоскости реального, возможного, фантазии, морали, исполнения и т.п. В зависимости от обстоятельств у них может доминировать та или иная плоскость. Важен вопрос соответствия или согласованности различных плоскостей друг с другом, их противоречия и взаимопересечения.
Я-концепция определяется как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Это – сумма представлений человека о том, что он о себе думает, как себя оценивает, как смотрит на свое настоящее и будущее. В Я-концепции выделяют три основных структурных элемента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный аспект. Человек мыслит, чувствует, действует. При этом он может осознавать себя мыслящим, чувствующим, действующим. Например, он может сердиться, сознавать, что сердится, и радоваться тому, что способен сердиться. Может радоваться неудаче другого и с сожалением это сознавать. Таким образом, человек может выступать в качестве субъекта, сознающего и регулирующего свои действия (Я-контролирующее), и одновременно быть действующим объектом осознания (Я-исполнительное).
Исполнительное Я является содержанием представлений о себе, соответствует когнитивной составляющей установки. Его называютОбраз Я. Это убеждения о самом себе, которые могут быть обоснованными или необоснованными, истинными или ложными, но самому субъекту представляются обоснованными. Словесные формулы, с помощью которых человек себя обозначает, идентифицирует отражают привычные, устойчивые тенденции в поведении, выявленные в результате избирательности нашего восприятия. Это атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, его жизненные цели, мотивы, способности, описание имущества
Контролирующее Я преимущественно соотносится с эмоциональной составляющей установки: процессом принятия, выработки эмоционального отношения к содержанию образа «Я».
Эмоциональныйаспект. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции называется самооценкой. По сути – это эмоциональная реакция принятия или неприятия в себе некоторых качеств и характеристик: человек может по их поводу радоваться, гордиться, огорчаться, впадать в уныние или проявлять безразличие.
Самооценка может трактоваться как "завышенная" или "заниженная" только в тех случаях, когда существует объективный норматив оценивания успехов или качеств человека: например, в педагогической практике.
Психологическая оценка, в отличие от педагогической, субъективна: одного человека свой рост в 185см будет радовать, а другого может огорчать. Нет оснований считать, что у первого – завышенная самооценка, а у второго – заниженная.
Самоотношение, будучи по своей природе субъективной оценкой, не предполагает возможности установления его адекватности. Если человек принимает свой стиль жизни как данность, уважает себя за силу и принимает себя, несмотря на имеющиеся недостатки, он оказывается более устойчивым перед лицом проблем и способным к преодолению трудностей. Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Использование понятия «завышенная самооценка» в практике социальной работы представляется крайне нежелательным, поскольку может подталкивать специалиста к намерению ее снизить у клиента, не помочь ему, а напротив – помешать.
Поведенческий аспект Я-концепции – реакция, которая может выражаться в поведении. Применительно к Я-концепции этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны образом-Я и самооценкой.
Совокупность этих элементов в их единстве и является Я-концепцией.
Я концепция имеет три модальности. Это Идеальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каким должен быть идеальный человек); Зеркальное Я(установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие) и Реальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каковы актуальные способности, роли, статус, мотивы). Эти модальности могут быть несогласованны по содержанию, что порождает внутриличностные конфликты, которые могут стать силой, побуждающей человека к саморазвитию или вызывающей дезадаптацию.
Каждая из модальностей содержит как минимум четыре аспекта: физическое Я; социальное Я; умственное Я; эмоциональное Я.
10. Возрастная динамика "Я-концепции": возникновение, развитие и становление; характеристики взрослого образа "Я".
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств. Общепризнанной считается точка зрения о том, что образ собственного Я первоначально неотделим от образа первичного воспитателя. Процесс дифференциации самости начинается с обретением языка. Некоторые аспекты самости обозначаются и объективизируются. Вербальный канал предоставляет возможность очень эффективного разделения жизненных переживаний и взаимозависимость между самостью и другими становится все более вербальной. Появление языка создает предпосылки и для обретения нового качества самости - личных жизненных переживаний, недоступных другим. С этого момента у ребенка начинает формироваться ряд схем самости. К 7-8 годам можно говорить о наличии у ребенка стабильной, хорошо дифференцированной Я-концепции.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека претерпевает изменения и одновременно стремится сохранить преемственность и целостность. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.
Формирование Я-концепции является весьма сложным процессом, включающем следующие:
Процесс зеркального отражения, предполагает появление представлений человека о самом себе из реакций на себя со стороны значимого социального окружения.
С течением времени, по мере формирования собственной системы критериев самооценивания, человек начинает все больше внимания уделять сравнению себя с другими. Этот процесс, получивший название социального сравнения впервые стал объектом серьезного психологического анализа еще в работах Джеймса.
Формирование Я-концепции необходимым элементом включает и процессы самопрезентации и самоверификации. В соответствии с принципом самопрезентации и самоверификации, формируя представления о том или ином аспекте собственного я, человек:
Первое, моделирует его в воображении, строит модель презентации, наконец, предвосхищает возможные реакции на данное предъявление со стороны других людей, и выступающие в качестве основного критерия адекватности - неадекватности. Второе, сравнивает предвосхищаемую реакцию с реальной и, в случае субъективной констатации совпадения, - укрепляется в осознании адекватности, в случае же несовпадения - предпринимает шаги по корректировке до момента совпадения. Третье, осуществляет текущий мониторинг адекватности, внося коррекции при необходимости.
Самоатрибуция. По мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и об окружающем мире Я-концепция стабилизируется и человек в большей степени начинает полагаться либо на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в его опыте.
В соответствии с процессом иерархизации представления человека о самом себе организуются в структуру, в которой вышестоящие элементы, определяют нижестоящие и, в конечном итоге, - самоотношение и мироотношение личности.
Смысловая интеграция. Все перечисленные процессы не функционируют по отдельности. Они связаны друг с другом и доминирование одного из них соответствующим образом сказывается на других. Идея единства и смысловой интегрированности в формировании Я-концепции отмечалась И.С. Коном, подчеркивавшим, что "понятие смысловой интеграции - более емкое - подчеркивает не только системность, целостность "образа Я", но и его ценностно-смысловой характер, неразрывную связь когнитивных аспектов "самости" (что, насколько и благодаря чему осознается) с мотивационными".
В процессе взросления образы Я становятся:
1. более дифференцированными и многокомпонентными;
2. более обобщенными, переходя от фиксации случайных, внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и, наконец, к глубоким внутренним диспозициям;
3. более индивидуальными и психологическими, подчеркивая скрытые детерминанты и мотивы поведения, а так же свои отличия от других людей;
4. собственное Я кажется более устойчивым;
5. возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального (желаемого, должного) "Я";
6. меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств самости.
11. Функционирование "Я-концепции", проблема ее устойчивости. Ресурсы поддержания устойчивости "Я-концепции".
Функции Я концепции:
1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфор. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
2. Я-концепция определяет поведение. Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому, человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе.
3. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной "призмой", через которую преломляется воспринимаемая реальность.
4. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу:
Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире.
Я-идентичность — это Я-концепция в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре.
Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей.
Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.
Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения и самообвинения, самопознания и самопереживания, самоотношения (эмоционального отношения к самому себе).
Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Так как человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире