Факторы непроизвольного внимания.
Характер внешнего раздражителя, его сила и интенсивность. Громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах. Контраст между раздражителями, его величина и форма, новизна, необычность.
Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и его потребностям. Сытый и голодный по-разному воспринимают разговор о еде.
Общая направленность интересов личности. То, что составляет сферу наших интересов, обращает на себя внимание даже при случайном столкновении. Полицейский обращает внимание на неправильно припаркованные машины, архитектор или художник – на красоту здания.
То, что интересно нам, вызывает определённую эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Пример: читая интересную книгу, мы полностью погружены в неё, не обращая внимания на происходящее вокруг нас.
Особенности и социальные факторы произвольного внимания.
Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребёнок отвечает на это, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Развитие произвольного внимания связано с речевыми инструкциями, сначала взрослых, затем, по мере овладения речью, своими собственными.
Произвольное внимание также связано с чувствами, интересами и прежним опытом селовека, но, в отличие от непроизвольного внимания, не напрямую, а косвенно.
Послепроизвольное внимание.
Носит целенаправленный характер и требует волевых усилий, но затем интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат.
Оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но здесь нет или почти нет волевых усилий.
Основные свойства внимания и их характеристики.
Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, объём, отвлекаемость.
Устойчивость – способность определённое время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Концентрация – интенсивность или степень сосредоточенности внимания.
Распределение – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Переключаемость – обратная сторона распределения, скорость сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.
Объём – количество объектов, которые мы можем охватить одновременно с достаточной ясностью. Близок к понятию объёма восприятия. 5±2. Зависит от структурированности и степени связанности содержания.
Отвлекаемость– непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внешняя и внутренняя.
Воля как психический процесс. Основные характеристики воли. Непроизвольные и произвольные действия. Воля и сознание.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Основные характеристики.
Активизирующая и тормозящая функции воли.
Произвольность и непроизвольность действий.
Уровень сложности волевых действий.
Препятствия (как внутренние, так и внешние), для преодоления которых прилагаются волевые усилия.
? Целеустремлённость. Выбор цели и средств её достижения.
Уровень осознанности волевых действий.
Произвольные и непроизвольные действия.
Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют определённых усилий со стороны человека, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Сюда относятся и действия, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой сознательный характер.
Непроизвольные действия – рефлекторные (отдёргивание руки) и выразительные (мимические и т.п.) движения. Непроизвольные поведения – импульсивные или неосознанные действия (не подчинённые общей цели), поведенческие реакции в ситуациях аффекта.
Волевые действия различаются не только по степени сложности, но и по степени их осознанности. В структуре волевых действий влечение – это неосознанное желание, и наоборот: желание – осознанное влечение.