Основные направления и школы в психологии, их теоретические и методологические основания и ведущие представители.
Вопросы к экзамену по общей психологии для 2-го курса
(3-й семестр, очно-заочная форма обучения), 2014-2015 уч. год.
Основные направления и школы в психологии, их теоретические и методологические основания и ведущие представители.
Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, трансперсональная психология, психофизиология, культурно-историческая психология, гуманистическая психология, деятельностная психология.
Психоанализ – (Фрейд) основные понятия – «Оно», «Эго» и «Суперэго». Оно – бессознательное, животное начало. Суперэго – то, что касается общества. Эго борется с Оно и Суперэго. Основные методы изучения – психологический анализ снов, анализ оговорок, ассоциаций. Юнг ввёл понятие «архетипы». Фромм – убрал акцент на сексуальное начало, ввёл связующее звено психологии личности и психологии общества.
Бихевиоризм – предмет: поведение. Джон Уотсон. Мышление и чувства вообще игнорировал. Схема: стимул => реакция. Стимул – любой химический или механический объект. Необихевиоризм: С = О => Р. О – промежуточное звено (мотивационный компонент). Радикальный бихевиоризм (Скиннер). Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью.
Когнитивная психология – познавательные процессы всегда изучались. Рассматривает психику как информационную машину, систему по переработке информации.
Гештальтпсихология – М. Вергеймер. Целое господствует над его частями. В основе – целостные образы. Изменил взгляд на сознание, рассматривая его как единое целое.
Трансперсональная психология – предметом является выход за границы души, изменённые состояния сознания. Сначала с использованием наркотических веществ, затем с помощью дыхательных техник. Станислав Грофф (чех), Владимир Майков (в России).
Гуманистическая психология – тренинги, личностный рост, психоконсультации, коммуникативность. Термин – клиент. Важны переживания конкретного человека, личная история.
2. Познание и практика. Психологическая наука и психологическая практика: основное содержание, уровни научно-психологических исследований, виды психологической практики.
Практика – деятельность (целенаправленная активность человека) по изменению (трансформации, преобразования) действительности.
Познание – деятельность по исследованию действительности.
При практике ключевое слово – «менять», при познании – «узнавать» (исследовать, получать информацию).
Нет непереходимой границы между познанием и практикой. Момент познания (хотя бы в качестве восприятия) всегда присутствует в любой практике.
Воздействие – практика.
Восприятие – познание.
Вопрос в том, что является доминирующим.
В психологическом познании объектом познания является психика или психические явления.
Психологическая практика – воздействие, изменение психики (или личности).
Практики: сознательная психологическая саморегуляция, психологическая профилактика, психологический тренинг, психологическое консультирование, психотерапия, развитие или личностный рост (практики развития).
Практика направлена на воздействие, изменение окружающей действительности, познание направлено на накопление знаний о ней.
В познании – накопление знаний, преобладающий компонент – восприятие.
В практике – воздействие на что-то (трансформация чего-то), преобладающий компонент – воздействие, практическая деятельность.
Методы психологии. Основные классификации методов. Эмпирические и теоретические методы психологии.
Методы
/ \
Практические Познавательные (исследовательские)
/ \
Эмпирические Теоретические
Исследования
/ \
Качественные Количественные
По направлению: Трансперсональные, бихевиорестические, феноменологические, когнитивной психологии, гештальтпсихологии.
Эмпирические и теоретические методы психологии.
Эмпирические: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, тестирование, опрос, архивный метод, метод интроспекции (подчёркнутые – в ОП).
Теоретические: обобщение, абстрагирование, моделирование (аналогия), ограничение, индукция, дедукция, исторический метод, логический метод.
Когнитивная наука и когнитивная психология. Состав когнитивной науки. Основная проблематика исследований.
Основные характеристики.
Направленность психической деятельности – выделение из окружения значимых предметов, явлений или выбор определённого рода психической деятельности. Сохранение деятельности на определённый промежуток времени.
Сосредоточенность – степень углублённости в деятельность, отвлечения от всего постороннего.
Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углублённостью в занятие.
?Внимание и сознание.
Основные теории внимания.
Принцип доминанты Ухтомского А. А. В мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров и придающий направленность поведению. Происходит накапливание и суммирование нервных импульсов с одновременным подавлением активности других центров. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что объясняет нервный механизм поддержания интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага являются не только внешние раздражители, но и внутреннее состояние нервной системы.
Закон индукции нервных процессов Ч. Шеррингтона. Возбуждение, возникающее в одной области коры ГМ, вызывает торможение в других её областях (одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Деятельность других участков ГМ в это время связана с неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Моторная теория внимания Т. Рибо. Внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Внимание включает в себя комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Особую роль Рибо отводил движениям (лица, туловища, конечностей), которые считал необходимым условием поддержания внимания на данном уровне.
Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. Она внутренне выражает состояние внимания. Под её влиянием происходит выделение определённого образа или впечатления, который становится объектом внимания. Этот процесс был назван объективацией.
Послепроизвольное внимание.
Носит целенаправленный характер и требует волевых усилий, но затем интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат.
Оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но здесь нет или почти нет волевых усилий.
Основные характеристики.
Активизирующая и тормозящая функции воли.
Произвольность и непроизвольность действий.
Уровень сложности волевых действий.
Препятствия (как внутренние, так и внешние), для преодоления которых прилагаются волевые усилия.
? Целеустремлённость. Выбор цели и средств её достижения.
Уровень осознанности волевых действий.
Онтогенез воли.
У новорождённых преобладают рефлекторные движения и некоторые инстинктивные действия. Первые желания ребёнка характеризуются большой неустойчивостью (быстро сменяют друг друга и часто носят неопределённый характер). Лишь на 4 году они становятся более-менее устойчивыми. В этом же возрасте отмечается возникновение борьбы мотивов. Выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, возможен не ранее конца третьего года жизни.
Воля развивается в связи с общим развитием личности человека. Её развитию способствует увлечённость каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисование, музыка, спорт). Формирование воли в значительной мере зависит от родителей ребёнка. Развитие родителями у ребёнка волевых качеств – предпосылка формирования у него дисциплинированности.
Большую роль в формировании волевых качеств играет школа. В ней формируется определённый уровень дисциплинированности. В процессе обучения школьник должен сидеть за партой определённое время, не вставать с места без разрешения, не разговаривать с товарищами на уроке, делать домашнее задание и т.д.
Формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте.
29. Основное содержание монографии Б. М. Теплова «Ум полководца».
Основные виды эмоций.
Наиболее значимые типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект – интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.
Собственно эмоции – реакция не только на текущие события, но и на вероятные или на воспоминания.
Чувства – психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер; отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым).
Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение; бессознательная обобщённая оценка того, как на данный момент складываются обстоятельства.
Высшие чувства человека.
Нравственные (моральные) - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и их сравнении с нормами, выработанными обществом. Сюда относятся чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным – жадность, эгоизм, жестокость и т.п.
Морально-политические чувства – отношения к общественным организациям и государству в целом. Патриотизм, любовь к Родине и т.п.
Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Удивление, любопытство, любознательность, радость по поводу сделанного открытия, сомнение в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства.
Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Чувство восхищения красотой. Проявляются через восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.
Страсть – порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета.
Значение эмоций в жизни человека. Развитие эмоций в онтогенезе. Органические потребности и эмоции. Фрустрация. Роль совместной деятельности взрослого и ребенка в формировании эмоций. Эмоции и регуляция поведения. Основные функции эмоций.
На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Наиболее ранние проявления эмоций связаны с органическими потребностями. Проявление удовольствия – неудовольствия, страха и гнева.
В 2 – 3 года проявляются сочувствие и сострадание. Положительные эмоции развиваются постепенно через игру и исследование. Эмоциональные состояния у детей возникают внезапно, протекают бурно и также быстро исчезают. Более значительный контроль эмоций лишь в старшем дошкольном возрасте.
Наиболее ранние проявления эмоций связаны с органическими потребностями: еда, сон и т.п.
Фрустрация– эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Если часто повторяется в раннем детстве, то закрепляет вялость, безразличие, безынициативность или агрессивность, завистливость и озлобленность.
Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого (забота о младших братьях и сёстрах или о домашних животных).
Дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры бОльшую агрессивность, чем те, которых наказывали не слишком строго. Дети, которых за агрессию к куклам наказывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.
Эмоции участвуют в регуляции поведения. Чувства позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Чувства выполняют предынформационную или сигнальную функцию. Они сигнализируют человеку, как идёт процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречаются на пути, на что обращать внимание и т.д. Эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.
Основные функции эмоций: отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная.
Отражательная функция выражается в обобщённой оценке событий. Определение полезности или вредности воздействующих факторов и соответствующая реакция.
Побудительная (стимулирующая) функция. Эмоции или чувства способствуют определению направления поиска для удовлетворения потребности или решения задачи.
Подкрепляющая функция состоит в том, что чувства принимают непосредственное участие в обучении. Эмоции успеха-неуспеха способны привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности. События, вызывающие сильную эмоцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная функция ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате определяется доминирующая потребность.
Приспособительная функция. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации позволяют передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Вопросы к экзамену по общей психологии для 2-го курса
(3-й семестр, очно-заочная форма обучения), 2014-2015 уч. год.
Основные направления и школы в психологии, их теоретические и методологические основания и ведущие представители.
Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, трансперсональная психология, психофизиология, культурно-историческая психология, гуманистическая психология, деятельностная психология.
Психоанализ – (Фрейд) основные понятия – «Оно», «Эго» и «Суперэго». Оно – бессознательное, животное начало. Суперэго – то, что касается общества. Эго борется с Оно и Суперэго. Основные методы изучения – психологический анализ снов, анализ оговорок, ассоциаций. Юнг ввёл понятие «архетипы». Фромм – убрал акцент на сексуальное начало, ввёл связующее звено психологии личности и психологии общества.
Бихевиоризм – предмет: поведение. Джон Уотсон. Мышление и чувства вообще игнорировал. Схема: стимул => реакция. Стимул – любой химический или механический объект. Необихевиоризм: С = О => Р. О – промежуточное звено (мотивационный компонент). Радикальный бихевиоризм (Скиннер). Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью.
Когнитивная психология – познавательные процессы всегда изучались. Рассматривает психику как информационную машину, систему по переработке информации.
Гештальтпсихология – М. Вергеймер. Целое господствует над его частями. В основе – целостные образы. Изменил взгляд на сознание, рассматривая его как единое целое.
Трансперсональная психология – предметом является выход за границы души, изменённые состояния сознания. Сначала с использованием наркотических веществ, затем с помощью дыхательных техник. Станислав Грофф (чех), Владимир Майков (в России).
Гуманистическая психология – тренинги, личностный рост, психоконсультации, коммуникативность. Термин – клиент. Важны переживания конкретного человека, личная история.
2. Познание и практика. Психологическая наука и психологическая практика: основное содержание, уровни научно-психологических исследований, виды психологической практики.
Практика – деятельность (целенаправленная активность человека) по изменению (трансформации, преобразования) действительности.
Познание – деятельность по исследованию действительности.
При практике ключевое слово – «менять», при познании – «узнавать» (исследовать, получать информацию).
Нет непереходимой границы между познанием и практикой. Момент познания (хотя бы в качестве восприятия) всегда присутствует в любой практике.
Воздействие – практика.
Восприятие – познание.
Вопрос в том, что является доминирующим.
В психологическом познании объектом познания является психика или психические явления.
Психологическая практика – воздействие, изменение психики (или личности).
Практики: сознательная психологическая саморегуляция, психологическая профилактика, психологический тренинг, психологическое консультирование, психотерапия, развитие или личностный рост (практики развития).
Практика направлена на воздействие, изменение окружающей действительности, познание направлено на накопление знаний о ней.
В познании – накопление знаний, преобладающий компонент – восприятие.
В практике – воздействие на что-то (трансформация чего-то), преобладающий компонент – воздействие, практическая деятельность.