Предмет, задачи и отрасли современной психологии.
Предмет, задачи и отрасли современной психологии.
Исследования внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука - психология (от греч. Psiche – душа и logos - наука).
Психология (П.) – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом П. является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способность отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. П. изучает: - возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; - сознание человека как высшую форму психики; - закономерности перехода внешнего во внутреннее; - обусловленность психики человека социально-историческими факторами; - закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов; - структуру психики человека; - сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; - психологические особенности поведения человека в социальной среде; - П. конкретных видов человеческой деятельности. В настоящее время развиваются такие прикладные отрасли П.: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, космическая, спортивная, П.искусства, управления, менеджмента и др. П. становится наукой, которая устанавливает связи между индивидуальным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.
Общее понятие о психике. Развитие психики в филогенезе.
Психика (П.) — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. П. сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы (динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений), 2) психические состояния (определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности), 3) психические свойства (устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека).
Развитие П. имеет 3 аспекта:1)возникновение и развитие П. в животном мире; 2)возникновение и развитие человеческого сознания; 3)развитие П. в онтогенезе человека. Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития П. Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Леонтьев выделяет 3 стадии развития П.:-элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира; - предметное восприятие – деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом; - интеллект – характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии П.
Виды внимания.
Внимание (В.) - направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Основные виды В.: - Природное В. - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс). - Социально обусловленное В. - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. - Непосредственное В. - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. - Опосредствованное В. - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. - Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание. - Произвольное В. - обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, - Послепроизвольное В. - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. - Чувственное В. - связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление. - Интеллектуальное В - преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
Свойства внимания.
Внимание (В.) - направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. СВОЙСТВА В.: 1)Объем В. - это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем В. и тем более эффективной будет деятельность.2)Устойчивость В. - его временная характеристика - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Показателем устойчивости В. является высокая продуктивность деятельности в течение относительного длительного времени. 3) Концентрация В. - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется В., направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) В. на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. 4) Распределение В. - это способность человека удерживать в центре В. определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное В. к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. 5) Переключение В. - это сознательное и осмысленное перемещение В. с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Переключение В. всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. 6) Колебания В. выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания В. отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется переодическим повышением и снижением интенсивности В. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом В.
Виды памяти.
Память (П.) — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Виды П.:• наглядно-образную П. (П. на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы); • словесно-логическую П., т. е. П. на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации; • двигательную П., т. е. П. на движения; • эмоциональную П. — П. на переживания. Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и смысловую П. (запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации). В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную (непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств), кратковременную (сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.), оперативную (рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции), долговременную (пособна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.) и генетическую память (обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.).По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную. В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.
Функции мышления.
Мышление (М.) является высшим познавательным психическим процессом. М. - это процесс опосредованного обобщенного познания и отражения окружающего мира. Основные функции процессов М.. 1) М. заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект. 2) М. заключается в процессах постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей. 3) М. представляет собой процессы решения задач. При этом М. характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения задач, сколько процессами и способами их решения. 4) М. позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать различные явления; б) планировать и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим потребностям и мотивам.
Виды мышления.
Мышление (М.) является высшим познавательным психическим процессом. М. - это процесс опосредованного обобщенного познания и отражения окружающего мира. Классификация видов М.: По содержанию решаемых задач: 1. Наглядно-действенное М. — вид М., опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. 2. Наглядно-образное М. — вид М., характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. 3.Словесно-логическое М. — вид М., осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. По характеру решаемых задач 1. Теоретическое М. — это познание законов, правил. Основная задача практического М. — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. По участию воли: 1. Непроизвольное В. обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий. 2. Произвольное В. обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это и требует волевого усилия.
Сознание и его структура.
Сознание (С.) – высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта. В структуру С. входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию С.: - познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире; - различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка; - отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). - креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). - формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). - формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, С. формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Самосознание личности.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего «Я» (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений), в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку (важнейшая характеристика сознания).
Образ "Я", или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по Мерлину): · сознание отличия себя от остального мира; · сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; · сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; · социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: · выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); · осознание своей активности; · осознание себя "через другого"; · моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта. Функции самосознания: - способствует достижению внутренней согласованности личности; - определяет интерпретацию опыта; - является источником ожиданий. Структура самосознания: - осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я"- осознание своих реальных и желаемых качеств; - познавательные, когнитивные представления о себе; - эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя: • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: - уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация»); - интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).
Теория черт Олпорта.
Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. Черта - структура, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личн. оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.
В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция. Центральные диспозиции - такие тенденции в поведении чел., которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах). Вторичные диспозиции - менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Модель личности Айзенка.
Теория типов Ганса Айзенка разработана на основе математического аппарата факторного анализа. Этот метод предполагает, что люди обладают различными относительно постоянными личными качествами, или чертами, и что эти черты можно измерить с помощью корреляционных исследований. Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов: 1) должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора; 2) фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели» 3) фактор должен иметь смысл с точки зрения теории; 4) социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение к социальным явлениям. Айзенк сформулировал концепцию иерархической четырехуровневой модели человеческой личности. Нижний уровень — специфические действия или мысли,индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Второй уровень — привычные действия или мысли,которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень — черты личности,а четвертый, высший уровень организации поведения, — это уровень типов,или суперфакторов. Айзенк строит свою теорию на трех широких биполярных суперфакторах: экстраверсия/интроверсия, нейротизм/стабильность и психотизм/суперэго. Экстраверсия характеризуется общительностью и импульсивностью, интроверсия — пассивностью и задумчивостью, нейротизм — тревожностью и вынужденными привычками, стабильность — отсутствием таковых, психотизм — антисоциальным поведением, а суперэго — склонностью к сопереживанию и сотрудничеству.
Айзенк делал особый акцент на биологических составляющих личности. Согласно его теории, воздействия окружающей среды практически не важны для формирования личности. По его мнению, генетические факторы оказывают гораздо большее влияние на последующее поведение, чем детские впечатления.
Предмет, задачи и отрасли современной психологии.
Исследования внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука - психология (от греч. Psiche – душа и logos - наука).
Психология (П.) – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом П. является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способность отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. П. изучает: - возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; - сознание человека как высшую форму психики; - закономерности перехода внешнего во внутреннее; - обусловленность психики человека социально-историческими факторами; - закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов; - структуру психики человека; - сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; - психологические особенности поведения человека в социальной среде; - П. конкретных видов человеческой деятельности. В настоящее время развиваются такие прикладные отрасли П.: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, космическая, спортивная, П.искусства, управления, менеджмента и др. П. становится наукой, которая устанавливает связи между индивидуальным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.