Особенности психического развития в период молодости, зрелости, старости.

130. Для периода зрелости характерно:

а) неравномерность и гетерохронность развития;

б) самореализация в активной деятельности;

в) неспособность к активной деятельности;

г) прекращение личностного развития;

131. В период ранней зрелости преобладает:

а) активное формирование профессионального статуса, создания семьи и определения своего пути в жизни;

б) жизненное самоопределение;

в) максимальная самореализация сущностных сил человека;

г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

132. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего раз­вития духовных, интеллектуальных и физических способ­ностей человеческой личности, — это:

а) подростковый период;

б) юношеский период;

в) период зрелости;

г) период старости (геронтогенез).

133. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых
лет, наиболее характерен для периода:

а) старости;

б) кризиса 30 лет;

в) средней взрослости;

г) подросткового возраста.

134. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

а) 35-40 лет;

б) 20-35 лет;

в) 40-55 лет;

г) 20-30 лет.

135. В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:

а) были осуществлены только фундаментальные задачи предыдущих возрастов;

б) сопровождается всегда;

в) при достижении полной интеграции;

г) у людей с проблемами в детстве.

136. Центральным новообразованием человека пожилого возраста является:

А) изменение социального статуса;

Б) жизненная мудрость;

В) ускоряющееся биологическое старение;

Г) все ответы верны

Психодиагностика и психокоррекция, психоконсультирование и психотерапия

137. Специфические черты психокоррекционного процесса:

а) ориентация на здоровую личность

б) ориентация на личность с психическими заболеваниями

в) ориентация на личность с соматическими нарушениями

г) все ответы верны

138. Основные направления психокоррекции психического развития:

а) оптимизация социальной ситуации развития

б) развитие видов деятельности

в) формирование возрастно-психологических новообразований

г) все ответы верны

139. Виды психокоррекции психического развития по форме работы с клиентом:

а) групповая

б) смешанная

в) программированная

г) все ответы верны

140. Психокоррекция психического развития по масштабу решаемых задач:

а) общая

б) частная

в) специальная

г) все ответы верны

141. Виды психокоррекции психического развития по характеру направленности:

а) симптоматическая

б) индивидуальная

в) групповая

г) все ответы верны

142. По содержанию различают коррекцию:

а) личности

б) познавательной сферы

в) межличностных отношений

г) все ответы верны

143. Виды психокоррекции психического развития по продолжительности:

а) короткая,

б) сверхкороткая,

в) серхдлительная,

г) все ответы верны

144. Одним из основных элементов коррекционной ситуации является:

а) пациенты

б) клиенты

в) группа

г) семья

145. Оценка эффективности психокоррекции психического развития зависит от позиций

а) клиента

б) психолога

в) лиц из окружения клиента

г) все ответы верны

146. Первая монография «Диагностика психического развития» была написана коллективом под руководством:

а) Л.С. Выготского

б) И.П. Павлова

в) И. Шванцары

г) Ж. Пиаже

147. Психотерапия – это

а) лечение

б) воздействие

в) содействие изменениям

г) все ответы верны

148. Психоконсультирование в мире насчитывает

а) более 400 подходов

б) 250

в) 110

г) 78

149. Психологическое консультирование – это

а) запрет

б) совет специалиста по какому-либо вопросу

в) давление

г) лечение

150. Качества эффективного консультанта:

а) способность выслушать

б) толерантность

в) эмпатия

г) все ответы верны

Правильные ответы на тестовые задания

В А В Г Б Б В В Б А Б
Б Б Б Б Б А А В А Г В
А В А А А В В Б В В Б
А А Б А Б В А Б А Б Б
В Б Б В Г А А Б Г Б А
В В А Б В А А Г В А Б
Г Б В В Б Г Г Г В А А
А В А Б А Г Б А А А А
Г А Б Б А А В А В Б Б
А А б Б Б А В А Б А А


А Б В А
А В В Г
Г А А Г
А Г Б Б
В В Г Г
Б В Г В
Б В А Г
А А Г А
А Б А Б
Г Б Г Г

Составитель: Прудникова И.И.

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Психологические основы социальной работы»

СР (СМПД), ОЗО, 3 курс

1. Возрастная психология как практико-ориентированная наука

2. Предмет и цели возрастной психологии.

3. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

4. Методы исследования возрастной психологии

5. Значение возрастной психологии в практике социальной работы.

6. Проблема соотношения обучения и развития.

7. Периодизация психического развития.

8. Кризисы в развитии личности человека.

9. Исследование человеческого развития.

10. Теории развития человека.

11. Наследственность и среда.

12. Новорожденность как кризисный период

13. Младенчество как психосоциальная категория.

14. Раннее детство как психосоциальная категория.

15. Среднее детство как психосоциальная категория.

16. Отрочество как психосоциальная категория

17. Юность как психосоциальная категория.

18. Ранняя взрослость как психосоциальная категория.

19. Средняя взрослость как психосоциальная категория.

20. Пожилой возраст как психосоциальная категория.

21. Старость как психосоциальная категория

22. Долгожительство как психосоциальная категория

23. Методы исследования в социальной психологии.

24. Самость и «Я-концепция» личности.

25. Личность в социальном мире.

26. Поведение личности и социальная установка.

27. Социализация личности: социально-психологический аспект.

28. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

29. Сущность и виды деформации социальных отношений и общения.

30. Психология межличностного воздействия.

31. Малая группа как социально-психологический феномен. Динамические характеристики малой группы. Взаимодействие индивида и малой группы.

32. Психология социальных групп.

33. Понятие о психотерапии

34. Связь психотерапии с другими науками.

35. Виды психотерапии.

36. Основные психотерапевтические направления.

37. Методы психотерапии.

38. Факторы, влияющие на эффективность психотерапевтического процесса.

39. Классический психоанализ.

40. Индивидуальная психотерапия А.Адлера.

41. Аналитическая теория К.Г. Юнга

42. Гуманистическое направление в терапии Э. Фромма

43. Психодрама.

44. Логотерапия.

45. Психосинтез Р.Ассаджиоли.

46. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

47. Экзистенциальная психотерапия

48. Позитивная терапия (терапия, центрированная на клиенте).

49. Телесно-ориентированная психотерапия.

50. Рационально-эмотивная терапия (А.Бандура).

51. Различия между психологическим консультированием, психологической коррекцией и психотерапией.

52. Основные принципы психологического консультирования и психологической коррекции.

53. Цели и задачи психологического консультирования и психологической коррекции.

54. Области применения психологического консультирования и психологической коррекции.

55. Виды психокоррекционной работы.

56. Виды психокоррекционных программ.

57. Показания к индивидуальной психокоррекции. Особенности индивидуальной психокоррекции.

58. Виды групповой психокоррекции. Применение групповой психокоррекции.

59. Фундаментальные составляющие процесса становления консультанта (самопознание, самонаблюдение, самопонимание).

60. Этические и правовые обязательства специалиста, осуществляющего психокоррекционные и консультативные мероприятия.

61. Факторы, влияющие на процесс консультирования, психокоррекции.

62. Качества и характеристики отношений, оптимизирующих консультационный и психокоррекционный процесс.

Составитель: Прудникова И.И.

Знания, умения и навыки

по дисциплине «Психологические основы социальной работы»

СР (СМПД), ОЗО, 3 курс

В ходе изучения дисциплины «Психологические основы социальной работы» студент должен:

знать:

· Основные понятия и категории возрастной психологии, социальной психологии, психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции;

· Основные задачи развития на различных возрастных этапах и закономерности протекания возрастных кризисов;

· Современные теории, объясняющие психосоциальное развитие на различных возрастных этапах;

· Основные методы социально-психологического исследования и психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции;

· Особенности познания, общения и взаимодействия людей, а так же факторы, обуславливающие специфику совместной деятельности;

· Этические и правовые аспекты консультирования и психокоррекции;

уметь:

· Уметь ориентироваться в психологических закономерностях развития человека на всех возрастных этапах;

· Уметь определять психологические методы по описаниям;

· Уметь определять нормативные возрастные кризисы в развитии личности;

· Уметь планировать и проводить исследование (анкетирование, тестирование, беседу);

· Уметь делать социально-психологический анализ ситуации из жизни;

· Уметь подбирать психолого-педагогические упражнения, игры для социальной работы.

Задания

Вариант-1

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: младенчество, младший школьный возраст, молодость.

2. Определить метод исследования по следующему описанию: для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель).

3. По описанию ситуации межличностных отношений между учителем и неуспевающим учащимся определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на человека, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Вариант-2

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: раннее детство, подростковый возраст, зрелость.

2. Определить метод исследования по предложенному описанию. С целью изучения общительности испытуемому ему был задан ряд вопросов о том, как он быстро или медленно знакомиться с новыми людьми, непринужденно или натянуто ведет себя в новой компании, разговорчивый или нет с людьми. На данные вопросы испытуемый дал ответы: быстро, непринужденно, много друзей и достаточно разговорчив.

3. По описанию ситуации межличностных отношений между родителем и недисциплинированным подростком определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на участников, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Вариант-3

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: дошкольное детство, юность, старость.

2. Определить метод исследования по следующему описанию С.Л.Рубинштейна: в возрасте шести с половиной лет Н. хорошо справляется с заданиями, в которых требуется сопоставить предметы. При этом проявляется способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями.

3. По описанию ситуации межличностных отношений между воспитателем и пассивным ребенком определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на участников, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Методика проведения практических знаний, умений и навыков проводится по 3 вариантам, в каждом из которых три задания.

Перечень заданий составила: Прудникова И.И.

Наши рекомендации