Вопрос 48. Понятие о характере в психологии. Природные и социальные предпосылки характера.
ХАРАКТЕР — индивидуальное сочетание существенных, устойчивых свойств личности, выражающих отношение человека к действительности, проявляющихся в его поведении и деятельности, определяющих типичные способы его реагирования на жизненные обстоятельства.
Вопрос 50. Акцентуации характера. Типы акцентуаций, их характеристика.
ХАРАКТЕР — индивидуальное сочетание существенных, устойчивых свойств личности, выражающих отношение человека к действительности, проявляющихся в его поведении и деятельности, определяющих типичные способы его реагирования на жизненные обстоятельства.
Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:
1) Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонность к озорству. Любят неспокойные компании сверстников. Эти подростки имеют много разнообразных увлечений.
2) Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
3) Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для смены настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих подростков во многом зависит от настроения.
4) Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнению трудной умственной работы.
5) Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Они не любят больший компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки.
6) Психастенический тип. Такие подростки характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям.
7) Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Они не очень тянуться к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.
8) Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем возрасте. Такие дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над бездомными. Их черты – жестокость, властность, себялюбие.
9) Истероидный тип. Главная черта это типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе.
10) Неустойчивый тип. Его иногда характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки этого типа обнаруживают повышенную склонность к развлечениям. У них отсуствуют какие – либо серьезные планы на бедующие.
11) Комформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюктурное подчинения любым авторитетам.
Вопрос 51. Понятие способностей в психологии. Различные подходы к определению способностей.
СПОСОБНОСТИ — совокупность индивидуально-психологических свойств личности, от которых зависит скорость и успешность овладения человеком знаниями, умениями и навыками, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Вопрос 52. Виды способностей, их характеристика.
СПОСОБНОСТИ — совокупность индивидуально-психологических свойств личности, от которых зависит скорость и успешность овладения человеком знаниями, умениями и навыками, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Виды способностей:
ПРИРОДНЫЕ: восприятие, мышление, память.
Память- отражение прошлого опыта человека путём запоминания, сохранения и воспроизведения.
Восприятие – психический познавательный процесс, который отражает совокупность свойств, предметов и явлений
Мышление-социально обусловленный связанный с речью, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе его её анализа и синтеза.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ: имеют общественно – историческое происхождения.
ОБЩИЕ: определяют успехи человека в разных видах деятельности: память, восприятие.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ: определяют успехи человека в специальных видах деятельности: музыкальных, математических, технических, литературных.
ТЕОРЕЧИТЕСКИЕ: абстрактно – теоретическое размышление.
ПРАКТИЧЕСКИЕ: конкретно практические действия.
УЧЕБНОЕ: успешность обучения и воспитания, умений знаний, навыков.
Навык- частичная автоматизированность регуляции целесообразных движений у человека.
Умение- использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приёмов действия в соответствии с поставленной целью.
ТВОРЧЕСКИЕ: создают предметы материальной и духовной культуры.
Способности разделяются также и по уровню их развития. Различают следующие уровни развития способностей: 1) одаренность; 2) талант; 3) гениальность.
Вопрос 53. Значение и роль задатков в развитии способностей.
СПОСОБНОСТИ — совокупность индивидуально-психологических свойств личности, от которых зависит скорость и успешность овладения человеком знаниями, умениями и навыками, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
ЗАДАТКИ – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
Задатки имеют важное значение для развития способностей. Но задатки – только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак ещё не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Задатки природные предпосылки развития, не заключают ещё в себе способностей. Способности могут развиваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.
Вопрос 54. Понятие об эмоциях и чувствах. Их функции и значения в жизни и деятельности человека.
Эмоции- это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Маклаков)
Эмоции- это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. (Р.С.Немов)
Функции эмоций и чувств:
• Регуляторная функция
• Отражательная функция (выражается в обобщенной оценке событий)
• Сигнальная функция (сигнализирует человеку, как идет процесс удовлетворения потребностей)
• Стимулирующая функция (способствует определение направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности)
• Подкрепляющая функция (непосредственное участие в обучении, влияет на характер мотивации по отношению выполняемой деятельности)
• Переключательная функция (обнаруживается при конкуренции мотивов, которой определяется доминирующая потребность)
• Приспособительная функция (устанавливает значимость тех или иных условий для
• Коммуникативная функция
Вопрос 55. Основные фундаментальные эмоции человека, их характеристика. Эмоциональные свойства личности.
Эмоции- это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Маклаков)
Эмоции- это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. (Р.С.Немов)
К фундаментальным эмоциям относятся следующие:
1) Интерес – волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческих стремлений.
2) Радость – максимально желаемая эмоция.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
3) Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события.
4) Горе – страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
5) Гнев. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
6) отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается.
7) Презрение. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникшее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
8) Страх, должен быть, испытывав в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
9) Стыд. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10) Вина.
Вопрос 56. Формы переживания чувств, их характеристика.
ЧУВСТВО - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Эмоции- это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Маклаков)
Эмоции- это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. (Р.С.Немов)