Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции
§ Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.
§ Формировать и удерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.
§ Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.
§ Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.
§ Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.
Требования и ожидания от клиента.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни: рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента.
Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и своей жизни, в этом проявляется уровень его субъективности. Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес может быть поврежден, поэтому клиент нуждается в коррекции.
Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоций, мыслей и ожидание открытия.
Техники
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир».
На этом пути возможно сопротивление клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт «Я и внешний мир».
В экзистенциальной коррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач.
Первый подход – упор на развитие самосознания. Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. В контексте экзистенциальной парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего «Я» и жизни в настоящем – таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога.
Второй подход – культирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отставании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации – таковы основные предпосылки реализации данной установки.
В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога.
Третий подход – помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.
Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует понимать, что смысл для экзистенциального психолога не делается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне.
Четвертый подход – уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции- в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки – открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связанно с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где «Я», «Мое», а где «Не я», «Не мое», и переживания своей идентичности, своего «Я» как уникального неповторимого жизненного мира – таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.
Пятый подход – работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила – снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее.
Тревога как проявление пограничной ситуации, в которой находится или в которую помещает в себя клиент, - важным феноменом для коррекционной работы. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к не - компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции.
1.Отношение со временем.Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени (будущему, прошлому) – важен момент и прием в коррекционной работе. Простой вопрос: «Как вы представляете себе нашу встречу через 10 лет?» - может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением собственной жизни, но и с проработкой ее возможных смыслов. Кроме того, проективное исследование возможных путей самоосуществления может повысить степень личностной реализации в настоящем времени.
2.Взаимоотношения между психологом и клиентом.В
экзистенциальной коррекции взаимоотношения представляют особую ценность, поскольку, как ясно уже из анализа психотехник, эти отношения самоценны. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи в общением с человеком как со значимым другим – источник могучих воздействий и личностных изменений; уважение, доверие и вера к клиенту; самораскрытие и честность по отношению к себе; отказ от манипулирования и готовность принять отношение к себе в ответ на свою прозрачность, с помощью которой психолог своей личностью модулирует продуктивные способы переживания, не беря на себя ответственность за навязывание другому своего поведения, - такова коррекционная сердцевина.
Главными результатами успешной экзистенциальной психокоррекции являются расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности (жизненных сил).