Свободный ассоциативный эксперимент
Вводные замечания. Метод изучения вербальных ассоциативных реакций впервые был введен К. Юнгом для выявления у больных скрытых влечений. По характеру ассоциаций (содержанию ответов) испытуемого, времени реакции, общему поведению испытуемого и по ряду других признаков можно судить о его установках, мотивах и эмоциональных сдвигах. Экспериментальные исследования показали, что содержание ответов испытуемых обусловлено не только их индивидуально-психологическими особенностями, но также возрастом и профессией.
Цель работы. Определить характер преобладающих ассоциативных реакций и присущие испытуемому особенности мышления. Оборудование. Список слов-стимулов (30-40),секундомер, бланк протокола.
Ход работы. Студенты работают в паре экспериментатор- испытуемый. Экспериментатор, зачитав слово-стимул, включает ручной секундомер и выключает его сразу после произнесения испытуемым ответного слова. Время реакции (в секундах) экспериментатор записывает в протокол в строке, соответствующей слову-стимулу (см. табл. 10).
Инструкция испытуемому. В ответ на предъявленное мной слово- стимул как можно быстрее назовите любое слово, пришедшее вам в голову.
Таблица 10
Протокол опыта по исследованию свободных ассоциаций
№ п/п | Слово-стимул | Ответ испыт. | Время реакции | Логические реакции | Грамматические реакци | ||
Центральные | Периферические | Синтагматические | Парадигматические | ||||
. . . | |||||||
Обработка результатов. 1. Рассчитать среднюю арифметическую величину (М), среднеквадратичное отклонение (s) и ошибку среднего времени (m) реакции испытуемого; 2. Произвести классификацию ответов испытуемых (по формальным критериям) на логические и грамматические и их варианты; 3. Подсчитать сумму и процент каждого из четырех вариантов ответов ( в качестве 100% берется общее число ответов).
Анализ результатов и интерпретация. По связи каждого слова-реакции со словом-стимулом можно выделить логический и грамматический критерии. Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушениях динамических особенностей - заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.п. Увеличение синтагматических реакций у испытуемых свидетельствует о комплексности мышления, неумении или неспособности его выделять рядоположные объекты и их свойства. Комплексность мышления свойственна детям - так называемый инфантилизм мышления, когда предмет видится и мыслится вместе с его свойствами и действиями. Испытуемые с более высокими показателями по центральным и парадигматическим реакциям и с большей скоростью реакции может рассматриваться как лидер. Ведомый наряду с более частыми периферическими и синтагматическими ассоциациями характеризуется пропусками ответов и более длинными реакциями. Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций - не менее 65% от общего количества предъявленных стимулом и парадигматических ассоциативных реакций - не менее 70%.
Литература
1. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., Российское педагогическое агенство, 1998. 272 с.
2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Москва, Лабиринт. 1997. С.25-27.
3. Вечера в Политехническом "Вечер новой поэзии":Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом./Сост.Вл. Муравьев.- М., Моск.рабочий, 1987. С. 95, 97, 173.
4. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.А.Ганзен и др. Под общей ред. А.А.Крылова. - Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С.151.
ВНИМАНИЕ
На человека одновременно действует огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет сущность внимания. Внимание – это познавательный процесс, который состоит в настройке субъекта на восприятие и переработку приоритетной информации.
В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет своего особого содержания. Оно проявляется как бы внутри других психических процессов и неотделимо от них, влияя на динамику их протекания.
Внимание человека имеет социальную природу и является одной из психологических характеристик различных видов деятельности, прежде всего, трудового процесса. Внешне внимание проявляется в повороте и наклоне головы и корпуса в сторону источника информации, в специфической мимике, сосредоточенном взгляде и т.д.
К качествам внимания относятся: концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте; объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять параллельно несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте без отвлечений и снижения степени сосредоточенности. Внимательность предполагает очень высокую степень развития произвольного и непроизвольного внимания, а также высокий уровень развития устойчивости, распределяемости и переключаемости внимания.
Лабораторная работа № 16
Произвольное внимание
Вводные замечания.Произвольное внимание – это преднамеренное сосредоточение психической деятельности на каком-либо объекте в связи с выполняемой деятельностью. Оно предполагает большее или меньшее усилие со стороны субъекта, которое обеспечивает необходимый уровень устойчивости, распределения и переключения внимания по ходу выполнения деятельности..
Цель работы. Оценка произвольного внимания с помощью методики “Расстановка чисел”.
Оборудование. Бланк со стимульным материалом, бланк для ответов, секундомер, ручка.
Ход работы. Испытуемые получают бланки со стимульным материалом, представляющим собой таблицу с расположенными в ней в случайном порядке 25 числами (см. табл. 12). В течение 2 минут каждый испытуемый должен расставить в свободных клетках бланка для ответов (см. табл. 13) числа в возрастающем порядке. Числа записываются построчно, никаких отметок в бланке со стимульным материалом делать нельзя.
Таблица 12
Стимульный материал к методике “Расстановка чисел”
Таблица 13
Бланк для ответов
Обработка результатов. 1. Подсчитать количество правильно записанных чисел.
2. Составить сводную таблицу индивидуальных результатов (см. табл. 14).
Таблица 14
Сводная таблица результатов выполнения задания
№ п/п | Испытуемые | Время | Кол. чисел | Уровень произв. вним. |
. . . | ||||
N | ||||
Сумма | ||||
Среднее |
3. Вычислить среднее время и среднее количество записанных чисел.
Анализ и интерпретация результатов. Оценка результатов производится по количеству правильно записанных чисел. Уровент произвольного внимания оценивается исходя из того, что норма составляет 22 числа и выше.
Лабораторная работа № 17
Избирательность внимания
Цель работы. Определение избирательности внимания с помощью методики Мюнстерберга.
Оборудование. стимульный материал к методике Мюнстерберга, ручка, секундомер.
Ход работы. Работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Стимульный материал представляет собой ряды случайно расположенных букв, между которыми имеются слова. Испытуемые должны как можно быстрее просматривая буквенные ряды подчеркнуть эти слова. Время работы 2 минуты.
Стимульный материал
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэгчяфактьуэкзаметрочягщ шгцкпрокуроргурсеабетеориямтоджжебьамхоккейтронцаафцуйгахт телевизоpболджщзхюэльщьбпамятьшогхеюжипдpгхщхщщнздвоспpиятие йцукеншизхьвафыпpолдблюбовьвьабфыpплослдспектаклььячсинтбюн бюеpадостьвуфциеждлоppпнаpодшалдьхэщгиеpнкуыфйшpепоpтаж ждоpлафывюфбьконкуpсйфнянчывскапpличностьзжэьеюдшщглоджии эpплаваниеедтлжэзбьpдшжнпpкывкомедияшлдкуйфотчаяниейфpлнь ячвтлджэхьгфтасенлабоpатоpиягшдщнpуцтpгшчтлpоснованиезхжьб щдэpкентаопpукгвсмтpпсихиатpиябплмстчьйфясмтщзайэъягнзхтм
По ходу работы фиксируется, которое затрачивает испытуемый на просмотр всех буквенных рядов.
Обработка результатов. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.
1) Подсчитать количество выделенных слов - всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
2) Подсчитать количество неправильно выделенных и пропущенных слов.
Анализ и интерпретация результатов. Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени (см. табл. 15). За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Таблица 15
Шкала для оценки избирательности внимания
№ п/п | Время в мс | Балл | Уровень избирательности внимания | |
250 и более | низкий | |||
240-249 | ||||
230-239 | ||||
220-229 | ||||
210-119 | ||||
200-209 | ||||
190-199 | ||||
180-189 | средний | |||
170-179 | ||||
160-169 | ||||
150-159 | ||||
140-149 | ||||
130-139 | ||||
120-129 | ||||
110-119 | высокий | |||
100-109 | ||||
90-99 | ||||
80-89 | ||||
70-79 | ||||
60-69 | ||||
Менее60 | очень высокий | |||
Баллы дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. Если у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого и др. Избирательность внимания поддается тренировке.
Лабораторная работа № 18
Устойчивость внимания
Цель. Определение устойчивости внимания и уровня его переключаемости.
Оборудование. Пять таблиц Шульте, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, секундомер, бланк протокола для записи результатов.
Ход работы. Испытуемому предъявляют первую таблицу, на которой числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Затем таблицу закрывают и после инструкции испытуемому: "Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25", предъявляют ее для выполнения задания.
Одновременно включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Фиксируется время выполнения и количество ошибок по каждой таблице отдельно.
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Обработка результатов и их интерпретация. 1. По результатам выполнения каждой таблицы построить кривую “истощаемости” (утомляемости), отражающую устойчивость внимания и работоспособность в динамике. По вертикальной оси откладывается время выполнения задания, по горизонтальной оси - номер таблицы.
2. Вычислить показатель эффективности работы по формуле:
ЭР = (Т1+Т2 + Т3 + Т4 + Т5)/5,
где Т - время работы с таблицами 1-5.
3. Степень врабатываемости вычисляется по формуле: ВР=Т1/ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
4. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4/ЭР
Лабораторная работа № 19