Семинар № 7. Понятие о памяти. Виды памяти.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о памяти. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность.
2. Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы и его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением.
3. Индивидуально-психологические различия памяти.
4. Непроизвольная и произвольная память. Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания.
5. Память и деятельность. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова П.И. Зинченко.
6. Развитие и тренировка памяти.
7. Память как высшая психическая функция.
Литература
1. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 8. Основные факты и закономерности психологии памяти.
Вопросы для обсуждения:
1. Запоминание. Влияние характера материала на запоминание (роль объема, степени однородности, привычности и осмысленности материала). Роль упражнения в запоминании. Влияние уровня научения на память.
2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций на запоминание. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула. Влияние способа заучивания на память. Роль схем.
3. Забывание. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действии «летотехника). Теории забывания.
4. Реминисценция. Основные факты и теории реминисценции. Основные принципы организации памяти человека. Проблемы и подходы.
5. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы изучения мнемических процессов: заучивания, сбережения, антиципации. Критика ассоцианистического подхода.
6. Навыки и память Законы научения. Объективные методы изучения научения у человека. Понимание навыка бихевиористами как результата простого связывания движений.
7. Аномалии памяти.
8. Принципы организации памяти.
Литература
1. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 9. Память как совокупность процессов приема, преобразования и хранения информации.
Вопросы для обсуждения:
1. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.
2. Сенсорный регистр. Исследования иконической памяти.
3. Эхоическая память.
4. Кратковременная память.
5. Промежуточная память.
6. Долговременная память. Структура долговременной памяти.
7. Теории двойственности памяти и их критика.
8. Уровневая организация процессов памяти.
Литература
1. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по общей психологии
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение элементарный психический процесс: который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. Отражение отдельных свойств предметов и явлений в ощущениях есть результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и др. воздействий). Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (боль, тепло, холод, давление), вкусовые, обонятельные. Ощущения являются основой более сложного вида познавательного процесса – восприятия. Восприятие представляет собой построение целостного образа предмета и явления, непосредственно действующего на органы чувств. В восприятии происходит, с одной стороны, синтез отдельных ощущений в целостный образ предмета, а с другой стороны, наполнение образа предметным значением.
Лабораторная работа № 1