Флегматик. меланхолик. холерик. сангвиник - кто вы?

(ОПРОСНИК EPQ)

Методика Айзенка

Цель:Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экс­тра-, интроверсии и психотизма.

Инструкция:Вам предлагается ответить на вопросы, касаю­щиеся вашего обычного способа поведения. Постарай­тесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте + (да), если нет - знак - (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.

Экспериментальный материал:представляет собой опросник, состоящий из 101 вопроса.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. У вас много различных хобби?

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сде­лать?

3. У вас часто бывают спады и подъемы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в дей­ствительности сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги?

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом?

15. Способны ли вы дать волю чувствам и от души повеселить­ся в шумной компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на са­мом деле были виноваты сами?

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли вас обидеть?

21. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23. Стали бы вы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?

25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?

31. У вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплот­ность?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами?

44. У вас часто нервы бывают натянуты до предела?

45. Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?

51. Раздражают ли вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзь­ям?

55. Для вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?

56. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

58. Вам нравится общаться с людьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? 63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше

63. назначенного времени?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины?

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?

66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удоб­ного случая побеседовать с новым человеком?

67. Ваша мать – хороший человек (была хорошим человеком)?

68. Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть ли люди, которые стараются избегать вас?

72. Вас очень заботит ваша внешность?

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?

74. Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбе­режения, страхуя себя и свою жизнь?

75. Возникало ли у вас когда-нибудь желание умереть?

76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнитель­ного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Душа компании – это о вас?

78. Вы стараетесь не грубить людям?

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-ва­шему?

81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?

82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь непри­ятное или обидное для человека?

83. Вас беспокоили ваши нервы?

84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшу­чивают над товарищами?

85. Вы легко теряете друзей по своей вине?

86. Вы часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда ли ваши слова совпадают с делом?

88. Нравится ли вам иногда дразнить животных?

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы?

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слиш­ком скучной?

91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

92. Вам нравится суета и оживление вокруг вас?

93. Вы хотите, чтобы люди боялись вас?

94. Верно ли, что вы иногда полны энергии и все горит в ру­ках, а иногда совсем вялы?

95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?

96. Считают ли вас живым и веселым человеком?

97. Часто ли вам говорят неправду?

98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событи­ям, вещам?

99. Вы всегда готовы признавать свои ошибки?

100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?

101. Трудно ли вам было заполнять анкету?

Результаты: В ходе ответов на вопросы заполняется соответствующий бланк.

№ п/п Ответ (+или-) № п/п Ответ (+или-) № п/п Ответ (+или-) № п/п Ответ (+или-) № п/п Ответ (+или-) № п/п Ответ (+или-) № п/п Ответ (+или-)
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
               
               
               
               
               

Обработка результатов:Обработка результатов производится в соответствии с ключом. За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за не­соответствующий ключу – 0 баллов. Полученные баллы сум­мируются.

Ключ

1. Шкала психотизма:

ответы «нет» (-): № 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

ответы «да» (+): № 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 53.

2. Шкала экстраверсии – интроверсии:

ответы «нет» (-): № 22, 30, 46, 84;

ответы «да» (+): № 1, 3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50.

3. Шкала нейротизма:

ответы «да» (+): № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» (-): № 4, 8, 17, 25, 29, 41, 43, 49, 65, 69, 76, 80, 82, 91, 93;

ответы «да» (+): № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов и выводы: Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии – интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназна­ченную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия – интроверсия.Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращен­ность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходи­мость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, доброду­шен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенден­цию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не все­гда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отда­лен от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем по­рядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из се­бя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравствен­ные нормы.

2. Нейротизм.Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или неста­бильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с пока­зателями лабильности нервной системы. Эмоциональная ус­тойчивость – черта, выражающая сохранение организованно­го поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокой­ства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустой­чивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене на­строений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внима­ния, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму со­ответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отно­шению к вызывающим их стимулам. Улиц с высокими пока­зателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм.Эта шкала говорит о склонности к асоциально­му поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцент­ричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу ис­терии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показа­телей понимаются в качестве «предрасположенности» к соот­ветствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии – интроверсии соответ­ствуют экстравертированному типу, низкие – интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7-15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16 баллов.

Средние значения по шкале психотизма: 5-12 баллов.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и ис­пытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельнос­ти, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах цен­тральной нервной системы, которые обеспечивают уравнове­шенность процессов возбуждения и торможения. Таким обра­зом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темпера­мента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешен­ный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена крат­кая характеристика каждого типа темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. флегматик. меланхолик. холерик. сангвиник - кто вы? - student2.ru

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым усло­виям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, вырази­тельная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатле­ниях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет стро­го придерживаться выработанного распорядка жизни, систе­мы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять де­ло, требующее равной затраты сил, длительного и методично­го напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпе­ния. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, твор­ческой деятельности вырабатываются поверхностность и не­постоянство.

Холерикотличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмо­циональных переживаний. Вследствие неуравновешеннос­ти, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, ис­тощаться больше, чем следует. Имея общественные инте­ресы, темперамент проявляет в инициативности, энергич­ности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражи­тельности, эффективности, несдержанности, вспыльчивос­ти, неспособности к самоконтролю при эмоциональных об­стоятельствах.

Флегматикхарактеризуется сравнительно низким уровнем ак­тивности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, по­стоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит по­пусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависи­мости от условий в одних случаях флегматик может харак­теризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глу­биной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик.У него реакция часто не соответствует сил раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятны условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема развития психики в отечественной и зарубежной психологии.

2. Методология и методы психологического исследования.

3. Тестирование как метод психологического исследования.

4. Основные направления зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, генетическая психология, когнитивная психология)

5. Теория Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики.

6. Теория деятельности как методологическая основа отечественной психологи.

7. Проблема освоения деятельности в психологии.

8. Виды деятельности и их развитие.

9. Общение как особый вид деятельности.

10. Психологическая характеристика личности. Личность, индивид, индивидуальность.

11. Мотивационно-потребностная сфера как психологическое ядро и стержень личности.

12. Сознательное и бессознательное в психике человека.

13. Самосознание личности и его развитие.

14. «Я-концепция», ее структура и становление.

15. Механизмы психологической защиты личности.

16. Психодинамическая теория личности (З.Фрейд).

17. Аналитическая теория личности (К. Юнг).

18. Индивидуальная теория личности (А. Адлер).

19. Поведенческие теории личности (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер).

20. Гуманистические теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

21. Когнитивная теория личности (Дж. Келли).

22. Диспозициональные (диспозиционные) теории личности (Г. Олпорт, Р. Кетелл, Г. Айзенк).

23. Деятельностная теория личности А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов).

24. Познавательная сфера человека и ее развитие.

25. Психологическая характеристика ощущений.

26. Психологическая характеристика восприятия.

27. Общая характеристика памяти.

28. Мышление как познавательный психический процесс.

29. Развитие мышления.

30. Общая характеристика воображения.

31. Психологическая характеристика внимания.

32. Эмоционально-волевая сфера человека и ее развитие.

33. Психологическая характеристика эмоций и чувств.

34. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

35. Характер человека и его развитие.

36. Акцентуации характера.

37. Психологическая характеристика способностей человека.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие о предмете психологии.

2. Житейская и научная психология.

3. Этапы становления психологии как науки.

4. Основные направления зарубежной психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, генетическая психология, когнитивная психология)

5. Развитие отечественной психологии.

6. Понятие о психике.

7. Стадии развития психики.

8. Сознание как высшая форма психического отражения.

9. Отрасли и структура современной психологии.

10. Методологические принципы современной психологии.

11. Методы современной психологии.

12. Понятие о деятельности в отечественной и зарубежной психологии.

13. Психологическая структура деятельности.

14. Освоение деятельности. Знания, умения, навыки, привычки.

15. Виды деятельности.

16. Общение как особый вид деятельности.

17. Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность.

18. Мотивационно-потребностная сфера как психологическое ядро и стержень личности.

19. Общая характеристика потребностей человека.

20. Общая характеристика мотивов человека.

21. Самосознание личности. «Я-концепция».

22. Механизмы психологической защиты личности.

23. Психодинамическая теория личности (психоанализ).

24. Аналитическая теория личности.

25. Индивидуальная теория личности.

26. Поведенческие теории личности.

27. Гуманистические теории личности.

28. Когнитивная теория личности.

29. Диспозициональные (диспозиционные) теории личности.

30. Деятельностная теория личности.

31. Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений.

32. Общая характеристика восприятия. Виды и свойства восприятий. Иллюзии восприятия.

33. Компенсация в области ощущений и восприятий.

34. Общая характеристика памяти. Теории памяти.

35. Процессы памяти.

36. Виды памяти.

37. Общая характеристика мышления. Виды мышления. Качества ума.

38. Взаимосвязь мышления и речи. Функции речи.

39. Основные формы мышления.

40. Мыслительные операции.

41. Мышление как процесс решения задач.

42. Общая характеристика воображения и его виды.

43. Основные приемы создания образов воображения.

44. Общая характеристика внимания, его виды.

45. Основные свойства внимания.

46. Общая характеристика эмоций.

47. Общая характеристика чувств, функции чувств.

48. Выражение и формы переживания чувств и эмоций.

49. Высшие чувства.

50. Понятие о воле. Структура волевого действия.

51. Волевые качества личности и их развитие.

52. Понятие о темпераменте.

53. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

54. Понятие о характере.

55. Акцентуации характера.

56. Общая характеристика способностей. Виды способностей.

[1] Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . .) означает, что пропущенное слово состоит из трех букв. Для решения некоторых заданий потребуется использовать последователь­ность букв русского алфавита без буквы «ё».

Наши рекомендации