Психология как наука о сознании. Новое время. 17 век.
Механицизм – утверждение, что все естественные процессы являются механическими по своей природе и могут быть объяснены на основе законов физики и химии. Часовой механизм – мать всех машин. Вселенная – образец часового механизма.
· Детерминизм
· Редукционизм – учение, объясняющее сложные явления на основе явления более низкого уровня.
· Эмпиризм – ориентация на познание путем наблюдения и эксперимента.
Ф. Бэкон- экспериментальное знание. Есть религия и есть наука. Ощущения несовершенны. Вводит метод индукции.
Дж. Локк- прижизненное формирование психики. Душа ребенка – чистая доска и лишь жизнь оставляет на ней свои письмена. Два вида опыта:
· Ощущения – внешний мир
· Рефлексия – внутренний мир
Ощущения – появление копии вещи. Единственное точное знание – рефлексия.
Р.Декарт- дуалист. Основное свойство души – мышление, а свойство тела – протяженность. Взаимодействие души и тела. Душа – не материальна. Она – главный инструмент познания (душа=сознание). Б/с не существует. Основной метод – интроспекция. Принцип сомнения. Сомнение является мышлением. Душа интеллектуализирована. Роль тела – движение, активность. Открывает принцип работы рефлекса. Тело движется под воздействием рефлекса, энергия души не нужна. Действие рефлекса может быть нарушено под действием ассоциаций или страстей (эмоций).
Эпифиз – место соприкосновения души и тела.
Б. Спиноза- монист. Одна субстанция – природа. 2 основных свойства природы: душа и тело. Монистический параллелизм – душа и тело независимы друг от друга. Идея всеобщего одухотворения. Человек состоит из модуса души и модуса тела. Душа неотделима от тела. Часть души бессмертна. Душа состоит из идей. Закон ассоциации – порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. С этим связана память. Ведущим является интуитивное знание. Интуиция – самопознание. Идея о свободе воли. Свобода связана с принуждением, а не с необходимостью.
Лейбниц- монадология. Вселенная состоит из монад (единица, простая сущность). Перцепция (восприятие) и апперцепция – две части души. Отличаются по степени осознанности содержания. Наиболее осознанное – в апперцепции.
Ассоциативная психология.
Развитие психических процессов объяснено через принцип ассоциаций. Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которых представление одного из них влечет появление другого. Образы, возникающие без внешней видимой причины – продукт ассоциации.
3 вида ассоциации по Аристотелю:
· По сходству (голубое – синее)
· По смежности (случайны испуг в темноте – страх темноты)
· По контрасту (черное – белое)
Дж. Локк вводит термин «ассоциация». Простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные.
Основные положения ассоциативной психологии:
· Душа понимается как сознание.
· Сознание состоит из простых элементов, которые, соединяясь, образуют сложные.
· Исследовать сознание возможно только с помощью интроспекции.
· Предмет исследования – только индивидуальное сознание.
Идеи ассоцианизма используются для объяснения законов памяти, в исследованиях мотивации, в практике судебной экспертизы, в диагностических исследованиях патологических изменений психики.
18 век. Д. Гартли – базировался на учении о вибрации. Внешняя вызывает внутреннюю.
2 круга: Большой – от органов чувств через мозг к мышцам – поведение.
Малый – в белом веществе мозга – психические проявления.
Материалистическая теория бессознательного.
Психика состоит из: ощущений, представлений, чувств, отражающих силы вибрации.
В основе психической жизни лежат ассоциации. Психика – деятельность мозга.
Т. Гоббс – отверг понятие души. Материальные вещи à ощущения à представления à цепи мыслей.
Дж. Беркли – материальных субстанций не существует, наши ощущения – идеи. Быть – значит быть в восприятии. Субъективный идеализм. Идеи соединяются на основе ассоциаций и образуют комплексы – за ними скрывается истинная причина идей. Ум пассивен. Против детерминизма.
Д. Юм – Познание – ассоциации идей. Идеи могут быть простые и сложные. Личность и душа – поток ассоциаций.
19 век.
Т.Браун, Дж. Милль, Дж. Стюарт-Милль, А.Бэн, Г.Спенсер.
Физиологическая картина мира. Возникновение эволюционной теории Дарвина. Он обосновал учение о происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость, среда – факторы отбора. Биологическая причинность. Появляется научно обоснованная идея развития. Идея адаптации.