Коррекционных и терапевтических процедур

 
  Коррекционных и терапевтических процедур - student2.ru

Рис. 8. Классификация различных видов

профконсультационных бесед*

Первичная ознакомительная беседа

Примерный алгоритм проведения профинформационной первичной ознакомительной беседы содержит следующий порядок действий:

· установление контакта с клиентом;

· выяснение проблемы клиента;

· выявление профессиональной квалификации клиента;

· определение профессиональных интересов и склонностей клиента;

· ориентация в состоянии здоровья клиента;

· информирование о ситуации на рынке труда;

· информирование об имеющихся вакансиях;

· информирование о возможном профобучении;

· проведение экспресс-диагностики;

· составление совместно с клиентом первичного профессионального плана;

· в случае необходимости принятие решения о проведении углубленной профдиагностики;

· подготовка заключения по результатам консультации, заполнение регистрационной карточки персонального учета гражданина, ищущего работу.

Эффективность профконсультации определяется не только глубиной проработанности поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, чем больше усилий он вкладывает в решение своей проблемы, тем выше его идентификация с выработанным профессиональным планом и принятыми решениями и, как следствие, выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.

Классификация задач профконсультации

Все задачи, которые решаются в ходе профконсультации, могут быть условно объединены в 4 группы:

1) информационно-справочные, просветительские;

2) диагностические (задачи самопознания);

3) психологическая (морально-эмоциональная) поддержка;

4) помощь в выборе, принятии решения относительно профессионального самоопределения.

По глубине проработанности условно выделяют три уровня решения задач:

1) пассивная позиция клиента (проблема решается вместо него, а не вместе с ним);

2) совместное с клиентом решение проблемы (степень активности клиента в процессе профконсультации достаточно высока);

3) самостоятельные и осознанные действия клиента по решению своей проблемы, когда он решает ее сам, опираясь лишь на информационную и ориентирующую поддержку профконсультанта.

Типичные ситуации, при которых обязательна

профконсультация

Наиболее типичны следующие ситуации, при которых профконсультация для безработного является обязательной:

1. У безработного гражданина нет профессии.

2. Безработный относится к категории выпускников школ-интернатов и подростков, имеющих низкий образовательный уровень.

3. Для безработного нет вакансии.

4. Безработный желает сменить профессию и стоит перед проблемой выбора новой специальности.

5. Безработный взволнован, сильно подавлен, расстроен, находится в стрессовом состоянии.

6. Поведение безработного во время приема является конфликтным.

7. У безработного неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).

8. У безработного есть потребность в более полном обсуждении своих проблем ( “выслушайте меня”, “смогу ли я” ).

9. Безработный не имеет четкого и надежного плана поиска работы.

10.Безработный не умеет вести себя с работодателем при найме на работу.

11.Безработный плохо разбирается в информации о профессиях и рынке труда.

12.У безработного заканчивается срок выдачи пособия.

13.Безработный – это лицо, демобилизовавшееся из армии.

14.Безработный –лицо, вернувшееся из мест лишения свободы.

15.Безработный длительное время проработал на одном месте и попал под сокращение штатов.

16.Безработный отказался от предлагаемой ему подходящей работы.

17.При формировании групп на переобучение.

18.При организации молодежной практики.

Рекомендуемая литература

Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Науч.-метод. пособие. М., 1996.

4.2.2. Социально-адаптационные программы в службе занятости

Социально-адаптационная программа

В практике социальной работы за рубежом довольно широко распространены разработка и использование социально-адаптационных программ, позволяющих вовлечь в социальную и профессиональную среду людей, которым по каким-либо причинам сложно включиться в деятельность или сообщество. Такие программы помогают, в частности, женщинам после длительного перерыва в связи с рождением ребенка и уходом за ним быстрее вернуться к прежней деятельности, адаптироваться к ней. Подобные программы созданы для поддержки лиц, долгое время страдавших алкоголизмом или наркоманией, прошедших курс лечения и теперь заново возвращающихся в общество.

Социально-адаптационные программы сегодня прочно вошли в практику работы службы занятости. Они имеют скорее профессионально-адаптационное содержание и направлены на достижение следующих целей:

· помочь безработному справиться со своими переживаниями в связи с потерей работы;

· включить его в социальную группу;

· сформировать у безработного необходимые навыки поиска работы;

· всемерно поддерживать его активность и инициативу, направленные на преодоление сложившейся ситуации безработицы;

· предупредить возможные негативные следствия пребывания в статусе безработного (“заученная беспомощность”, свыкание с ситуацией, агрессивность, снижение самооценки и т.п.) [21].

Среди программ, получивших распространение в центрах занятости, наиболее популярны такие, как “Клуб ищущих работу”, “Новый старт”, “Технологическая сессия”.

Клубы ищущих работу в течение многих лет успешно функционируют в Великобритании, Канаде, Австралии, Швеции, Франции, Нидерландах. Цель программы “Новый старт” – помочь человеку, лишившемуся работы, сделать новые для него шаги, которые позволили бы ему изменить свою жизненную ситуацию.

Такие программы в принципе направлены на то, чтобы поощрять участников к самостоятельным шагам. Руководитель здесь не исполняет роль сотрудника службы занятости, представляющего интересы клиента при подборе вакансий и осуществляющего маркетинг своих клиентов применительно к запросам работодателей.

Подготовка и проведение группового

профконсультирования

Социально-адаптационные программы обычно проводятся профконсультантом либо психологом центра занятости. По своей сути работа в качестве ведущего этих программ сходна с деятельностью руководителя психологического тренинга. Поэтому для ведения таких программ требуются навыки организации групповой работы. Основным отличием социально-адаптационных программ от психологического тренинга является то, что в программе идет интенсивное обучение приемам и навыкам эффективного социального поведения, тогда как тренинг преимущественно направлен на активизацию глубокой внутренней работы участников, побуждает их к рефлексивному осмыслению себя. По этой причине работа в программах ближе к методу группового консультирования, когда на руководителя программы возлагаются функции соблюдения стандартных рекомендаций, осуществления обучения пошаговым методом, поэтапно и подчинения всего рабочего процесса решению конкретной социальной задачи.

Клуб ищущих работу

Основная установка клуба ищущих работу заключается в том, что для каждого из его участников, желающих получить работу, существует возможность трудоустройства. На любом этапе работы клуба сохраняется конструктивный подход к проблеме обеспечения занятости.

Философия клуба построена на нескольких достаточно простых, но очень эффективных установках:

1. Некоторым людям не удалось найти работу только потому, что они не смогли обнаружить имеющиеся вакансии или представить себя в нужном свете.

2. Поиск рабочего места – это тоже работа, занятие, которому можно и следует научиться.

3. Люди приходят в клуб, чтобы работать, и их работа заключается в поиске рабочего места.

4. Следует ежедневно самостоятельно находить и пытаться использовать максимальное количество потенциальных возможностей для трудоустройства (рекомендуемая норма – 10 таких возможностей).

5. Работа в конечном итоге найдется для всех, кто будет настойчиво стремиться к поставленной цели.

Клуб показывает участникам, где и как нужно искать работу (включая предоставление информации о большом числе вакансий, которые никогда нигде не рекламируются), укрепляя их уверенность в себе и прививая практические навыки презентации, т. е. умения преподнести себя.

Каждая новая группа участников клуба первоначально работает по типовой программе:

· определение целей трудоустройства;

· самооценка;

· подача заявлений о трудоустройстве на рекламируемые вакантные места;

· “свободный” поиск работы;

· техника собеседования с работодателем.

Учебный курс может состоять из 9 занятий и длиться около месяца. Каждое занятие обычно продолжается около трех часов с 10¾15-минутными перерывами. Результаты действий участников клуба заносятся на специальный стенд.

Клуб ищущих работу выполняет свою задачу в том случае, если ему удается добиться изменений к лучшему в деятельности его участников, связанной с различными аспектами трудоустройства:

· способами поиска вакансий;

· определением общего числа вакансий, на получение которых претендуют участники клуба;

· формированием их представлений относительно того, что они могут предложить потенциальному работодателю;

· формами письменного и телефонного обращения к работодателям;

· способами поведения в ходе собеседования с работодателем.

Подход, предлагаемый клубом, заключается в том, что вся деятельность, связанная с поиском работы, разбивается на отдельные составляющие, а затем идет последовательное обучение необходимым навыкам. Соответственно занятия в клубе проводятся по следующим темам:

1. Составление автобиографии.

2. Поиск возможностей для трудоустройства.

3. Техника разговоров по телефону.

4. Подготовка писем и посещение фирмы-нанимателя.

5. Собеседование с работодателем.

6. Начало работы.

7. Как сохранить работу.

Обучение осуществляется по следующей схеме: 1) демонстрация необходимых приемов; 2) практическая отработка этих приемов; 3) осуществление реальных контактов с работодателями.

Задача клуба – помочь его участникам получить подходящую работу в самое короткое время. Задача руководителя – обучение участников навыкам поиска работы и формирование у них установки на собственные активные действия по поиску работы.

По завершении обучения участники клуба должны проводить все время в ресурсном центре. Ресурсный центр – спланированный по современным стандартам офис, в котором есть все необходимое для самостоятельного поиска работы. С каждым участником клуба согласовывается план его действий, в котором должно быть отражено, на какие возможности трудоустройства следует ориентироваться безработному, из каких источников он будет черпать информацию и какие подходы применять к поиску работы, устранению и предупреждению возможных ошибок. Безработным оказывается поддержка в течение всего времени работы в ресурсном центре.

В процессе работы в клубе становится очевидным, что некоторые из его участников должны поработать над своими профессиональными возможностями особо, чтобы получить ту работу, на которую они рассчитывают. Эти безработные должны быть включены в другие специальные программы (возможно, в программу “Новый старт”), или для них необходимо организовать собеседование со специалистом по профобучению [21].

Общая характеристика психологической поддержки

в профобучении

Когда зритель приходит в театр, то для того чтобы он настроился на спектакль, обязательно звучит увертюра. Она создает у человека такое душевное состояние, пребывая в котором он сможет адекватно воспринимать тот поток информации, который польется на него со сцены. Все восприятие человека, его эмоциональный настрой, внимание организуются увертюрой в единое целое.

Своя особая увертюра, настраивающая на определенное мировосприятие, и желательна, и необходима в ситуации включения взрослого в не совсем привычное для него профессиональное обучение. Но кто же будет исполнителем этой увертюры, каким должно быть ее содержание и разве нет необходимости в дальнейшем сопровождении взрослого, включившегося в учебный процесс в новой для себя роли учащегося ?

Преподаватели подобными проблемами не занимаются, не считая это своей профессиональной задачей. Если специалист помогает включению человека в обучение, то настрой на обучение становится его задачей. Психологическая поддержка в профобучении и есть та самая увертюра, которая призвана настроить все психические системы человека на целенаправленную активность в процессе профобучения.

Но помощь людям, которым предстоит сесть за парту остается актуальной. У многих из них обостряются трудности с произвольной организацией внимания, подбором приемов переработки информации, поиском способов запоминания и пр. Для решения этих проблем можно расширить тематику и арсенал средств групповых занятий в клубах ищущих работу, организовать специальное групповое консультирование или диагностирующий семинар-тренинг.

По аналогии с тем, как профконсультант помогает безработному достичь успеха в поиске работы, специалист по профобучению помогает безработному добиться хороших результатов в профобучении. Усилия при этом направлены на эмоционально-волевую и познавательную сферы личности. Помочь человеку вспомнить, как быстрее и точнее заучить, понять, освоить, запомнить конспект, чтобы сразу увидеть главное и второстепенное, – эти и другие подобные занятия могут быть объединены в специальный цикл.

Если мы хотим сделать обучение эффективным, надо обеспечить встречную активность обучаемого, которая предстает как система умений учиться. Эта система у взрослых построена иначе, чем у детей, у многих взрослых она утеряна в силу того, что у них не было необходимости обучаться прежде. Вместе с тем есть взрослые, которым подобная поддержка не нужна, поскольку умение учиться у них не только сохранено, но и успешно адаптировано к их возрасту.

Определим ключевые понятия, на которые мы будем опираться в дальнейшем.

Намерение обучаться – субъективно переживаемое и осознаваемое желание овладеть новой профессиональной деятельностью; сознательное стремление выполнить намеченную программу трудоустройства, основным средством которой выступает переобучение.

Готовность к обучению – комплекс психологических и социальных характеристик личности, описывающих ее мотивацию и когнитивную сферу.

Формирование готовности к профессиональному

переобучению

В широком смысле готовность к обучению – это актуальная способность усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки, позволяющая овладеть новой профессиональной деятельностью в соответствии с образовательным стандартом (т.е. в установленные сроки и в установленном объеме). В основе готовности к обучению лежит уровень развития познавательной активности: познавательных процессов, а также мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Готовность к обучению определяется не только уровнем развития активного познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но и уровнем развития “рецептивного” познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями.

Ситуативное снижение умения учиться – подавление способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений.

Отсутствие умения учиться – резкое снижение способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений.

Условная готовность к обучению – рассогласованность профессионального плана и профессионального опыта.

Реальная готовность к обучению – согласованность мотивационной и когнитивной сфер; согласованность профессионального плана и профессионального опыта, подтвержденная наличием необходимых навыков самоорганизации умственной деятельности.

Содержание психологической поддержки в профобучении взрослых определяется прежде всего профессиональными функциями специалиста по профобучению. Психологическая поддержка должна быть направлена на повышение эффективности процесса профессионального обучения.

Обучение– это целенаправленное активное взаимодействие обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки. Поэтому обеспечить эффективность обучения можно, оптимизировав не только деятельность педагога, но и учебную деятельность обучаемого. Чем выше его готовность к обучению, тем лучше, качественнее его умение учиться, тем эффективнее обучение. Хорошо известно, что в первые школьные годы очень важно сформировать у школьника именно умение учиться.

В профессиональном обучении тот, кто обучает, не будет формировать это умение, он связан своей учебной программой и у него другая задача: научить конкретным приемам профессиональной деятельности. Умение учиться связано с универсальными действиями: умственными, мнемоническими, перцептивными, волевыми.

Почему умение учиться нужно восстанавливать или формировать ?

Для ответа на этот вопрос можно сопоставить профессиональную и учебную деятельность и попытаться выявить их различия. То, что стало привычным и бесполезным в профессиональном опыте, в учебной деятельности может выступать препятствием к эффективному обучению. В свою очередь то, что оставалось невостребованным в профессиональной деятельности, может оказаться непременным условием усвоения новых знаний. Различия между учебной и профессиональной деятельностью представлены в табл. 20.

Таблица 20

Наши рекомендации