Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии.
Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии.
Подход Ананьева: Рассматривает человека, личность в единстве 4х сторон
1.человека,как биологического вида
2.развитие и деградация жизненного пути человека, как индивида
3.человека как личности
4.человека,как части человека
Подход Фельдштейна:Согласно ему в онтогенезе личность развивается поуровнево проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором её формирования является общественно полезная деятельность.
Подход Платонова: Личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются
1.направленность
2.опыт
3.особенности психических процессов
4.биопсихологические свойства
Подход Унадзе: Рассматривает личность,как целостное и духовное образование,мотивы,поступки которого могут носить не осознанный характер.
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми.
Согласно теории социализации человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Теория научения считает жизнь личности ,ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоение суммы знаний и навыков.
Теория ролей исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения(ролей), определяемых его статусом. Эти роли откладывают отпечаток на характер и поведение личности и её отношения с другими людьми. (Доллард,Левин)
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.
Кречмер(теория исходит из особенностей телосложения человека)
3 типа: Пикники-общительные, веселые, избегают конфликтов, не преследуют цели завоевать повышенный авторитет.
Атлетики-общительно ,социо-активны, стремятся быть в центре внимания.
Астеники-малообщительные, средние личности.
Психогенетический подход: не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие психических процессов.
Представители психодин. ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции ,влечение и другие внерациональные компоненты психики.(Эриксон)
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение интеллектуально-познавательной сферы психики личности.(Келли)
Основные понятия в разделе «личность, как субъект организационного поведения» и их взаимосвязи.
Личность-конкретный человек, представитель определенной социальной группы, наделенный индивидуальными особенностями, развивающимися в процессе воспитания и социализации на базе задатков, полученных при рождении.
Человек-родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живого, приравненного к человеческому роду. Уникальное единство биологического и социального.
Индивид-конкретный человек с присущими ему возможностями.
Индивидуальность-единство неповторимых личностных свойств человека. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках и интересах.
Поведение-способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Структура личности
Индивидуальная Мировоззренческая Социально-психологическая
психологическаяСторонаСторона
сторона
Психические процессы | Моральный облик | Отношение к другим людям |
Психические свойства | Мировоззрение | Социальные роли |
Психическое состояние | Нравственный облик | Социальные позиции |
Психические образования | Социальные установки |
Отражает специфику функционирования её психических процессов, свойств, состояний и образований. | Отражает общественно значимые его качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. | Отражает основные её качества и характеристики позволяющие ей играть определенную роль в обществе, занимать определенное положение среди людей. |
Мировоззрение личности-сложившая у неё система убеждений, научных взглядов на природу, общество, которые стали её внутренними достояниями и отложились в сознании в виде определенных целей и интересов.
Нравственный облик-устойчивая система взглядов личности на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Моральный облик-система представлений личности о морали.
Соц роли-типичные способы поведения личности
Соц позиции-взгляды, убеждения и представления личности.
Соц установки-настроенность личности на определённое отношение к обществу и другим людям.
Направленность личность
Психическое свойство, в котором вырабатываются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её пути и деятельности.
Установки личности -её внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение её личности.
Установки имеют большое функциональное значение.
Они выступают в качестве состояния готовности ,позволяющие личности выполнять эффективнее деятельность
Их основные функции:1.определение устойчивости характера социальной деятельности 2.освобождение личности от принятия решения и произвольное контролирование протекания деятельности в стандарт ситуациях.
7.Структура и особенности потребностей личности.
Потребности :
Материальные(в еде) Социальные(общении) Духовные(знаниях)
Особенности потребностей:
1.Конкретный содержательный характер
2.Осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием.
3.Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей.
4.Ослобление и полное исчезновение этих состояний, после удовлетворения этих потребностей
5.Повторное возникновение потребности
Группы и их значимость.
Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.
Характерными особенностями группы является следующее:
Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т.п.;
Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму;
В группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют рольструктуризаторов - они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Группы
БольшиеМалые
Группы
Большие Малые
Структура малой группы.
Подструктуры:
1.Композиционная-совокупность социально-психологических характеристик людей в группе чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы, как целого. Количественный и качественный состав, национальность, социальное происхождение так как они влияют на характер и совместимость деятельности.
2.Межличностных отношений-симпатии и антипатии, они могут быть выявлены социометрикой.
3.Коммуникативная-определяет место человека в системе информационных потоков, существующих как между ними, так и между ними и средой.
4.Функциональных отношений–становление различных взаимосвязей в малой группе, являющихся следствием способности людей входящих в группу играть определенные роли.
Власть. Типы власти.
Власть-способность оказывать влияние на поведение других людей, посредством какого-либо воздействия. Под влиянием понимается любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение и отношение к ситуации и т.д. другого индивида.
Инструменты влияния подчиненных на руководство
1.Не предоставление или предоставление ложной информации
2.Отказ от выполнения той или иной работы.
3.Использование не формальных связей.
Типы Власти:1.Традиционная власть 2.Харизматическая 3.Экспертная(руководитель квалифицированный специалист) 4.Власть основанная на убеждении 5.Власть основанная на страхе, принуждении 6.Власть основанная на вознаграждении
Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Стили управления.
Стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с целями совместной деятельности. Это своеобразный психологический почерк работы с подчиненными. Известный немецкий психолог К. Левин описал Три основных стиля управления:
1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.Этот стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориентирован на решение алгоритмизуемых задач.
2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.
3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности
.Авторитарный стиль: Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера - вне группы. Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны. Голос руководителя –решающий.
Демократический стиль: Распоряжения и запреты - с советами. Позиция лидера - внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.
Либеральный стиль: Тон - конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера -- незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера
Лидерство. Типы лидеров.
Лидерство-процесс межличностного влияния.
Лидер-это лицо облеченное властью .имеющее авторитет и право на влияние и оценку.
Выделяют: 1.бытовой тип лидерства( в школьных, студенческих группах. в семье) 2.социальный (на производстве. в различных обществах: спортивных, творческих) 3.политический( государственные, общественные деятели) В соответствии с видами групповых деятельностей лидерство может быть: 1.инструментальное лидерство- имеет целью обеспечение управления группой в процессе лишения её целевых зада; лидер, ориентированный на эффективность выполнения группой цели вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы. 2.экспрессивное лидерство- направлено на обеспечение позитивного внутреннего климата группы её стабильности. Существуют различные классификации типов лидеров. Выделяют 10 типов.
« Соверен» (патриарх) – лидер в образе строгого но любимого отца.он способен вытеснить отрицательные эмоции и внушать людям уверенность в себе.
«Вожак» в нем люди видят выражение концентрацию своих желаний, силу ему стараются подражать.особенно в плане внешнего поведения.
«Тиран» он становится лидером потому что внушает окружающим чувство повиновения без зачетного страха. Его считают самым сильным, волевыми, сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребности каждого снимает чувство вины и тревоги, объединяет людей его уважают.
«Соблазнитель» он становится лидером играя на слабостях других членов группы, предотвращает конфликты, снимает напряжение,
«Герой» жертвует собой ради других.благодаря его храбрости другие ориентируются на лидера, он способен увлекать за собой людей.
«Дурной пример» выступает как источник заразительности для без конфликтной личностью эмоционально заражает других.
«Кумир» он влечет притягивает к себе заражает окружающих положительными эмоциями. его любят. благотворят.
«Изгой» «козёл отпущения» эти 2 типа лидеров являются по существу антилидерами они становятся объектом агрессивных тенденций.
Основные теории лидерства.
1. Теории «великого человека»Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.
2. Теории «характерных черт»В некотором роде похожи на теории «великого человека».
Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.
3. Теории «обстоятельств»Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.
4. Ситуационные теории. Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.
5. Бихевиористские теорииБихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.
6. Теории силы и влияния. Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.
7. Трансакционные теории «Теории Управления»Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.
8. Трансформационные теорииВ то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.
Дистанция в общении.
Интимная дистанция (до 45 см) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Иными словами, доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам.
Персональная, или личная, дистанция (от 46 до 120 см) -нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов.
Социальная дистанция (от 1,21 до 3,6 м) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах.
Публичная дистанция (больше 3,6 м) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей.
Типология конфликтов.
Существует четыре основных типа конфликтов:
-Внутриличностный конфликт-столкновение внутри личности равных по силе , но противоположно направленных мотивов , потребностей, интересов.
-Межличностный конфликт-столкновение индивидов между собой, борьба за интересы каждого из них (столкновение между руководителем и подчиненными - конфликт «вертикальный»;между сотрудниками- конфликт «горизонтальный»)
-Конфликт между личностью и группой- столкновение индивида с группой , борьба за свои интересы, установки против группового давления(например, в процессе адаптации).
-Межгрупповой конфликт- между различными группами или подразделениями , в которых затрагиваются интересы групп ,объединенных на период конфликта в единые сплоченные группы.
Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии.
Подход Ананьева: Рассматривает человека, личность в единстве 4х сторон
1.человека,как биологического вида
2.развитие и деградация жизненного пути человека, как индивида
3.человека как личности
4.человека,как части человека
Подход Фельдштейна:Согласно ему в онтогенезе личность развивается поуровнево проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором её формирования является общественно полезная деятельность.
Подход Платонова: Личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются
1.направленность
2.опыт
3.особенности психических процессов
4.биопсихологические свойства
Подход Унадзе: Рассматривает личность,как целостное и духовное образование,мотивы,поступки которого могут носить не осознанный характер.